Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.
- "Агрессивное поведение" (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
. Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
- "Агрессивность"
. тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным не спровоцированным действиям.
- Акцентуации характера (опросник Шмишека)
. Существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.
- "Ведущее полушарие мозга"
(см. "Правое - левое")
- Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI)
. Состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетний делинквентами.
- Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
. Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)
- Диагностика волевого потенциала личности
. С помощью предлагаемой методики можно оценить силу воли.
- Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)
. С помощью предлагаемой методики кроме уровня враждебности можно определить уровень по шкале цинизма и агрессивности.
- Диагностика личностного эгоцентризма
. С помощью методики можно получить индекс эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
- Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ)
. Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.
- Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна)
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.
- Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров)
Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
- Диагностика уровня эмпатии (В.В. Бойко)
. Опросник позволяет провести диагностику уровня эмпатических способностей.
- "Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию" (Ю.Л. Ханин)
Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.
- "Индекс жизненного стиля"
(см. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте)
- Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО)
. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.
- "Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
- Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
С помощью методики можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий, общетрудовой, владеющий учебными умениями, обладающий хорошими познавательными способностями, мотивационно-волевой, приспособительный и комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.
- Исследование уровня эмпатийных тенденций
Предлагаемая методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
- "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС)
Методика используется в психолого-педагогической практике для определения выраженности коммуникативных и организаторских способностей подростков.
- "Круг"
. Цель методики - изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.
- "Q-сортировка"
Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
- "Лесенка"
(для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
- "Личностный дифференциал" (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой)
. Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания - 15-20 минут.
- Личностный опросник Г.Айзенка
. Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.
- Личностный опросник "ОТКЛЭ" (Н.И. Рейнвальд)
. Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.
- Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
. Позволяет определить тип акцентуаций характера личности - меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко)
. Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона)
. При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.
- Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).
- Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)
направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
- Методика изучения эмоциональной напряженности
. Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.
- Методика исследования самоотношения (Пантелеев С.Р., МИС)
предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
- Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления "Я идеальное" и "Я реальное".
- Методика "ТиД"
позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.
- Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса)
позволяет диагностировать вероятность невроза у испытуемого.
- "Нервный человек" (В. Коулман)
ответив на вопросы ("да" или "нет") можно узнать являетесь ли вы человеком робким, нервным, склонным к беспокойству или же наоборот.
- "Одиночество" (опросник С.Г. Корчагиной)
. Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
- Определение направленности личности (Б. Басса)
С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.
- Определение типа темперамента (по методике Н.Н. Обозова)
. Методика использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.
- "Определение эмоциональности" (В.В. Суворова)
Методика предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Знание данного показателя является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом.
- Опросник Басса-Дарки
. Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
- Опросник С.Бэм
направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинного, фемининного, андрогинного.
- Опросник Гекса для определения характерологических особенностей (Сигналетический опросник)
. Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).
- Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн)
Эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.
- Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
. Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
- Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина)
. Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).
- Опросник для самооценки терпеливости.
Методика разработана и описана Е.П.Ильиным и Е.К. Фешенко и предназначена для самооценки терпеливости.
- Опросник игровой компетентности (Кобзева Ю.А., Гордиенко-Митрофанова И.В., Зуев И.А., Саута С.Л.)
Игривость представляет собой творческую адаптацию личности к реальности своего «Я» (индивидуальная идентичность) и к реальности Мира (социализация) с задором и воодушевлением.
- Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС)
направлен на определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий.
- Опросник на выгорание (MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
. Опросник позволяет диагностировать различные стороны профессионального выгорания: Эмоциональное истощение, Деперсонализацию, Редукцию личных достижений.
- Опросник Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI)
C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.
- Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
. Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).
- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
. Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Метод экспрессдиагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
- Опросник Юнга
. Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии и амбаверсии.
- "Оценка настроения"
. Тест-опросник позволяет довольно быстро получить мнение о том, какое настроение преобладает в момент диагностики - обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).
- Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
. Тест позволяет оценить тип стрессоустойчивости.
- "Паровозик"
. Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
- "Правое - левое"
. Тест определяет ведущее полушарие головного мозга. Так что Вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакции преобладают у Вас (1 задание позволяет судить об общем характере Вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным, 2 задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, 3 - указывать на склонность к простодушию или кокетству, 4 - на решительность или нерешительность характера).
- "Предпочитаемые переживания" (методика Додонова, Шкала оценки значимости эмоций)
Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)
- "Размышляем о жизненном опыте"
(тест Н.Е. Щурковой) для выявления нравственной воспитанности учащихся.
- Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
- "Самооценка эмоциональных состояний" (А. Уэссман и Д. Рикс)
Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом.
- Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Данная методика включает в себя определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
- Склонность к воспроизводству неотреагированных переживаний
. Позволяет диагностировать немотивированную тревожность, которая проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.
- "Способность педагога к эмпатии" (И.М. Юсупов)
Методика предназначена для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.
- Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
. Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
- Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
. Методика диагностирует агрессивное поведение. Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется автором на 5 шкал: вербальная агрессия, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия.
- Тест Д.Голланда по определению типа личности
. Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.
- Тест для бизнесменов
- Тест Кеттелла 16 PF (Форма А)
предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
- Тест школьной тревожности Филипса
. Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
- "Три Я"
Методика предназначена для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.
- "Уровень субъективного контроля" (УСК)
С помощью этой методики можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).
- "Формула темперамента" (А. Белов)
позволяет определить выраженность одного из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.
- Характерологический опросник Леонгарда
. Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость и т.д.).
- "Художник или мыслитель"
(см. "Правое - левое")
- "Ценностные ориентации" (ЦО) М. Рокича
. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.
- "Черты характера и темперамента" (ЧХТ)
. Опросник разработан на основе многопрофильного опросника ММРI, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности уровня притязаний, типологические особенности личности.
- Шкала депрессии (адаптирована Т.И. Балашовой)
Для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
- Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
- Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков (адаптированная В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько)
позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса. Для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений.
- Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко)
позволяет очень быстро диагностировать склонность к тревожности.