Диагностика личностного эгоцентризма

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.

Тест
  1. В такой ситуации…
  2. Легче всего…
  3. Несмотря на то, что…
  4. Чем дольше…
  5. По сравнению с…
  6. Каждый…
  7. Жаль, что…
  8. В результате…
  9. Если…
  10. Несколько лет тому назад…
  11. Самое важное то, что…
  12. Только…
  13. На самом деле…
  14. Настоящая проблема в том, что…
  15. Неправда, что…
  16. Придет такой день, когда…
  17. Самое большое…
  18. Никогда…
  19. В то, что…
  20. Вряд ли возможно, что…
  21. Главное в том, что…
  22. Иногда…
  23. Лет так через двенадцать…
  24. В прошлом…
  25. Дело в том, что…
  26. В настоящее время…
  27. Самое лучшее…
  28. Принимая во внимание…
  29. Если бы не…
  30. Всегда…
  31. Возможность…
  32. В случае…
  33. Обычно…
  34. Если бы даже…
  35. До сих пор…
  36. Условие для…
  37. Более всего…
  38. Насчет…
  39. С недавнего времени…
  40. Только с тех пор…

Обработка результатов и интерпретация

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов.
Уровень эгоцентрической направленности
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
Первокурсники, обучающиеся первый семестр
Юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40
Девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40
Студенты других курсов
Юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40
Девушки 0-1 2-7 8-21 22-27 28-40

Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.


Источник:
  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с. (с. 29-31).
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 78-80)