Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.
Дисциплинированный.
Умный, сообразительный.
Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.
Хорошая память.
Трудолюбивый, усидчивый.
Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).
Владеет самоконтролем.
Умеет планировать работу и выполнять свой план.
Любознательный, любит учиться.
Всегда нацелен на успех.
Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.
Работает на оценку.
Хорошее внимание.
Ответственный.
Умеет работать с книгой.
Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.
Аккуратный.
Независимый в суждениях.
Уверенный в себе.
Всегда ищет оригинальное решение.
Жизнерадостный.
Способен отстаивать свои убеждения.
Твердая воля.
Не конфликтует с учителем, покладистый.
Еще какое?
Обработка и интерпретация результатов
Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), общетрудовой (1, 5, 14, 17), владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15), обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9), мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23), приспособительный (6, 12, 16, 24), комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.
Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.