Выявление суицидального риска у детей
( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
• учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
• влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
• анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Собрался жить, да взял и помер.
- От судьбы не уйдешь.
- Всякому мужу своя жена милее.
- Загорелась душа до винного ковша.
- Здесь бы умер, а там бы встал.
- Беду не зовут, она сама приходит.
- Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
- Кто пьет, тот и горшки бьет.
- Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
- Сидят вместе, а глядят врозь.
- Утром был молодец, а вечером мертвец.
- Вино уму не товарищ.
- Доброю женою и муж честен.
- Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
- Кто не родится, тот и не умрет.
- Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
- В мире жить - с миром быть.
- Чай не водка, много не выпьешь.
- В согласном стаде волк не страшен.
- В тесноте, да не в обиде.
- Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
- Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
- Болячка мала, да болезнь велика.
- Не жаль вина, а жаль ума.
- Вволю наешься, да вволю не наживешься.
- Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
- Всякий родится, да не всякий в люди годится.
- Других не суди, на себя погляди.
- Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
- Живет - не живет, а проживать - проживает.
- Все вдруг пропало, как внешний лед.
- Без копейки рубль щербатый.
- Без осанки и конь корова.
- Не место красит человека, а человек - место.
- Болезнь человека не красит.
- Влетел орлом, а прилетел голубем.
- Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
- В уборке и пень хорош.
- Доход не живет без хлопот.
- Нашла коса на камень.
- Нелады да свары хуже пожара.
- Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
- Кто солому покупает, а кто и сено продает.
- Седина бобра не портит.
- Бешеному дитяти ножа не давати.
- Не годы старят, а жизнь.
- В долгах как в шелках.
- Бранись, а на мир слово оставляй.
- Зеленый седому не указ.
- А нам что черт, что батька.
- Моя хата с краю, ничего не знаю.
- Лежачего не бьют.
- Что в лоб, что по лбу - все едино.
- Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
- Ученье свет, а не ученье - тьма.
- И медведь из запасу лапу сосет.
- Жирен кот, коль мясо не жрет.
- Выношенная шуба не греет.
- Совесть спать не дает.
- Вали с больной головы на здоровую.
- Мал, да глуп - за то и бьют.
- Не в бороде честь - борода и козла есть.
- Одно золото не стареется.
- Наш пострел везде поспел.
- Муху бьют за назойливость.
- Надоел горше горькой редки.
- Живет на широкую ногу.
- Легка ноша на чужом плече.
- Не в свои сани не садись.
- Чужая одежда - не надежда.
- Высоко летаешь, да низко садишься.
- Двум господам не служат.
- Мягко стелет, да твердо спать.
- За одного битого двух небитых дают.
- За худые дела слетит и голова.
- Говорить умеет, да не смеет.
- Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
- Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
- Красив в строю, силен в бою.
- Гори все синим пламенем.
- Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
- Если все время мыслить, то на что же существовать.
- На птичьих правах высоко взлетишь.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов
| Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания
|
Алкоголь, наркотики |
Несчастная любовь |
Противоправные действия |
Деньги и проблемы с ними |
Добровольный уход из жизни |
Семейные неурядицы |
Потеря смысла жизни |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
Отношения с окружающими |
| | | | | | | | | |
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 13-15 Более 15
Несчастная любовь | 10-12 Более 12
Противоправные действия | 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними | 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни | 10-11 Более 11
Семейные неурядицы | 12-14 Более 14
Потеря смысла жизни | 12-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-14 Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-13 Более 13
Отношения с окружающими | 15-18 Более 18
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 10-11 Более 11
Несчастная любовь | 9-11 Более 11
Противоправные действия | 12-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними | 15-17 Более 17
Добровольный уход из жизни | 10-11 Более 11
Семейные неурядицы | 13-14 Более 14
Потеря смысла жизни | 12-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 13-14 Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 12-14 Более 14
Отношения с окружающими | 15-18 Более 18
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 11-12 Более 12
Несчастная любовь | 11-13 Более 13
Противоправные действия | 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними | 16-18 Более 18
Добровольный уход из жизни | 10-12 Более 12
Семейные неурядицы | 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни | 11-12 Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 10-12 Более 12
Отношения с окружающими | 14-16 Более 16
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 11-12 Более 12
Несчастная любовь | 11-12 Более 12
Противоправные действия | 13-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними | 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни | 9-11 Более 11
Семейные неурядицы | 11-12 Более 12
Потеря смысла жизни | 11-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-12 Более 12
Отношения с окружающими | 15-16 Более 16
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 10-11 Более 11
Несчастная любовь | 8-10 Более 10
Противоправные действия | 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними | 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни | 7-8 Более 8
Семейные неурядицы | 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни | 11-12 Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-12 Более 12
Отношения с окружающими | 19-23 Более 23
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики | 9 Более 9
Несчастная любовь | 8-10 Более 10
Противоправные действия | 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними | 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни | 7-8 Более 8
Семейные неурядицы | 12-13 Более 13
Потеря смысла жизни | 11-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-13 Более 13
Отношения с окружающими | 22-25 Более 25
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
|
Источник:
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001.- №3.- с. 32-39.
|