«Q-сортировка»

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд.
Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.
Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

Опросник
  1. Я критичен к товарищам.
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Я склонен следовать советам лидера.
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Мне нравится дружественность в группе.
  6. Я склонен противоречить лидеру.
  7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
  8. Избегаю встреч и собраний в группе.
  9. Мне нравится похвала лидера.
  10. Я независим в суждениях и манере поведения.
  11. Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
  12. Я склонен руководить товарищами.
  13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
  15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.
  16. Не придаю значения личным качествам членов группы.
  17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
  26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
  28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Я склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремлюсь быть в центре внимания.
  31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
  32. Я склонен к компромиссам.
  33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
  36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Я откровенен в группе.
  38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  41. Я склонен сердиться на товарищей.
  42. Я пытаюсь вести других против лидера.
  43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегаю критиковать товарищей.
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  56. Люблю затевать споры.
  57. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Обработка результатов и интерпретация

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям.
I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
В случае если количество ответов «да» по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности.
С целью изучения «идеального Я» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Регистрационный бланк
номер
вопроса
да нет сомневаюсь номер
вопроса
да нет сомневаюсь
1      31     
2
 
 
 
32
 
 
 
3
 
 
 
33
 
 
 
4
 
 
 
34
 
 
 
5
 
 
 
35
 
 
 
6
 
 
 
36
 
 
 
7
 
 
 
37
 
 
 
8
 
 
 
38
 
 
 
9
 
 
 
39
 
 
 
10
 
 
 
40
 
 
 
11
 
 
 
41
 
 
 
12
 
 
 
42
 
 
 
13
 
 
 
43
 
 
 
14
 
 
 
44
 
 
 
15
 
 
 
45
 
 
 
16
 
 
 
46
 
 
 
17
 
 
 
47
 
 
 
18
 
 
 
48
 
 
 
19
 
 
 
49
 
 
 
20
 
 
 
50
 
 
 
21
 
 
 
51
 
 
 
22
 
 
 
52
 
 
 
23
 
 
 
53
 
 
 
24
 
 
 
54
 
 
 
25
 
 
 
55
 
 
 
26
 
 
 
56
 
 
 
27
 
 
 
57
 
 
 
28
 
 
 
58
 
 
 
29
 
 
 
59
 
 
 
30
 
 
 
60
 
 
 


Источник:
  1. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 212-216)