Опросник игровой компетентности
(Кобзева Ю.А., Гордиенко-Митрофанова И.В., Зуев И.А., Саута С.Л.)
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений об особенностях поведения в различных жизненных ситуациях. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и укажите степень Вашего согласия или несогласия с ним. Используйте следующую шкалу:
1 - Полностью не согласен
2 - Не согласен
3 - Не могу определиться
4 - Согласен
5 - Полностью согласен
⠀⠀⠀Если некоторые утверждения покажутся Вам не совсем понятными, отвечая на них, постарайтесь представить ситуацию, которая соответствует смыслу утверждения, и на основе этого выберите свой ответ. Старайтесь избегать средних ответов.
⠀⠀⠀Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Заполнение всего опросника должно занять у Вас около 30 мин. Отвечайте честно и искренне, не стараясь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. Ваши ответы должны соответствовать действительности, только в этом случае Вы сможете лучше узнать себя.
- Чтобы лучше понять мотивы поведения другого человека, я стараюсь одновременно держать в фокусе внимания его речь, мимику, жесты, движения, позы и т. п.
- В кругу своих друзей и близких я легко и непринужденно развлекаю и веселю их, рассказываю смешные истории, шутки, анекдоты, каламбуры.
- Я живу только сегодняшним днем и ни о чем не волнуюсь, часто не задумываясь над своими действиями, словами, поступками и не придавая особого значения отношению ко мне окружающих.
- В поисках новых идей и вдохновения я часто обращаюсь к творчеству других людей в самых разных сферах, как к источнику для моих собственных идей.
- Чтобы завязать романтические отношения, я использую легкую игровую форму общения, предоставляя партнеру пространство для фантазий и свободного самовыражения.
- Чтобы поднять настроение в компании, я часто придумываю смешные безобидные прозвища для друзей, близких и просто знакомых.
- Мне нравится открывать для себя мир через эксцентричные формы искусства, например, через эпатажные спектакли, новаторские выставки, причудливые показы мод, фестивали кино и т.п.
- Я часто бываю безразличен к событиям, ситуациям и всякого рода испытаниям, происходящими как со мной, так и с людьми, меня окружающими.
- Мне часто удается навести на размышления других, прибегая к афоризмам, притчам, сказкам, басням, пословицам.
- В сложной ситуации я, как правило, быстро корректирую свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
- При принятии решений в неясных и непредсказуемых ситуациях я всегда опираюсь исключительно на здравый смысл и логику.
- Когда я обращаюсь к кому-либо с просьбой или прошу об одолжении, услуге, я стараюсь это делать так, чтобы мне не отказали.
- В розыгрышах и шутках я всегда проявляю изобретательность.
- Я не придаю большого значения тому, что в некоторых ситуациях люди не понимают смысла моих действий.
- Я до бесконечности могу «прокручивать» в своей голове все возможные и невозможные варианты давно прошедших или только предстоящих сложных ситуаций – как надо было бы поступить или как буду действовать.
- Когда я случайно совершаю какую-то глупость, я могу посмеяться над собой вместе с другими, например, рассказать что-нибудь смешное о своих слабостях или неудачах, но не в ущерб своей репутации и не умаляя своих достоинств.
- Я могу абстрагироваться от надежд и ожиданий и принять любой исход проблемной ситуации как потенциально эффективный.
- Даже самую рутинную работу я стараюсь делать интересной или, по крайней мере, увлекательной, наполняю ее новым смыслом и эмоциями.
- Чтобы расположить к себе людей, я искусно использую свои жесты, мимику, позы, взгляд, прикосновения, интонацию и т. п.
- Подшучивая над друзьями, я могу, например, убрать стул, когда кто-то хочет сесть, подложить кнопку на стул, позволить присесть на окрашенную лавочку, неожиданно стянуть плавки или верхнюю часть купальника на пляже и т.п.
- Когда мне выгодно, я позволяю себя дурачить.
- Я прогнозирую поведение другого человека, исходя как из его индивидуальных особенностей, так и из особенностей социальной группы, к которой он принадлежит.
- Чтобы развеселить других я часто увлекаюсь самокритикой и делаю себя объектом насмешек.
- Я скорее найду нечто забавное в несоответствии между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом, чем начну уличать их во лжи.
- Играя с детьми, я придумываю забавные игры, сочиняю сказочные истории, выдумываю и рисую причудливых животных.
- Чтобы добиться благосклонности и расположения другого человека я говорю ему именно то, что он хочет о себе услышать.
- Чтобы разрядить обстановку, например, на работе, я открыто нарушаю нормы поведения, но всегда в игровой форме.
- В любых ситуациях я стараюсь не привлекать к себе пристального внимания, чтобы только не быть «белой вороной».
- При межличностном общении я сопереживаю и тонко чувствую эмоциональное состояние другого человека.
- Я часто смеюсь над собой в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, финансовый кризис, потеря работы и т. п.), которые для других считаются серьезными или болезненными.
- Находясь в эпицентре сложной ситуации, я могу дистанцироваться от нее, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны и более трезво оценить ее.
- Я часто отрываюсь от реалий жизни (работы, учебы, семьи и т. д.) и даю полную свободу своим фантазиям, погружаясь в мир грез.
- Я спокойно воспринимаю превосходство другого человека надо мной в знаниях, моральных качествах, компетентности и т. п.
- Даже играя с детьми, я остаюсь серьезным и строгим, подавляя внезапные импульсы и желания.
- В некоторых ситуациях я легко притворяюсь глупым или странным, помня всегда о том, что «казаться глупым мудрому не страшно».
- Чтобы лучше понять себя, я прислушиваюсь к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, чувствам, намерениям, желаниям и т. п.
- Я свободно шучу в любой обстановке и на любые темы – религиозные, сексуальные, этнические, расовые и т. п.
- Я спокойно отношусь к тому, что другие поступают не так, как я считаю правильным.
- В сложной ситуации я рассматриваю даже самые абсурдные варианты ее разрешения, которые внезапно приходят мне в голову.
- Я могу «говорить наипротивнейшие вещи наиприятнейшим образом», не задевая самолюбия другого человека и не причиняя большого огорчения.
- Подшучивая над друзьями, я могу, например, неожиданно окатить ледяной водой в парилке или поставить рожки, скорчить зверскую физиономию или высунуть язык на фотографиях, нарисовать незаметно забавный рисунок на спине и т. п.
- Если человек «задел меня за живое», он становится «жертвой» моего остроумия и сарказма.
- Я часто анализирую и стараюсь правильно интерпретировать собственную безответственность, непоследовательность, легкомыслие и т. п., чтобы понять мотивы поведения другого человека в подобных ситуациях.
- В любой сложной ситуации, я стараюсь найти если не смешное, то, по крайней мере, какое-то нелепое недоразумение или забавное несоответствие.
- Я часто делаю над собой усилие, чтобы оправдать все надежды и ожидания других.
- Чтобы лучше понять другого человека, я представляю его в разное время и при разных обстоятельствах: как он ведет себя со своим начальником или подчиненными? Общается со своими родителями или детьми? В какой одежде он ходит дома? и т. п.
- Я предпочитаю решать вопросы быстро и напористо, «в лоб», а не ходить вокруг да около, каждый раз подбирая ключик к другому человеку.
- Я «прощупываю» других людей, прибегая к различным проделкам и шалостям, наблюдая за их реакцией, чтобы понять для себя, что можно и чего нельзя делать по отношению к ним без серьёзных последствий для себя.
- Я предпочитаю обличать социальное зло в иносказательной иронической форме, если об этом нельзя сказать открыто, но не молчать.
- Любую сложную жизненную ситуацию я воспринимаю как вызов, а не как угрозу.
Обработка результатов и интерпретация
Шкала оценивания
Полностью не согласен
| Не согласен
| Не могу определиться
| Согласен
| Полностью согласен
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Бланк ответов
I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
|
1
|
| 2
|
| 3
|
| 4
|
| 5
|
| 6
|
| 7
|
|
8
|
| 9
|
| 10
|
| 11
|
| 12
|
| 13
|
| 14
|
|
15
|
| 16
|
| 17
|
| 18
|
| 19
|
| 20
|
| 21
|
|
22
|
| 23
|
| 24
|
| 25
|
| 26
|
| 27
|
| 28
|
|
29
|
| 30
|
| 31
|
| 32
|
| 33
|
| 34
|
| 35
|
|
36
|
| 37
|
| 38
|
| 39
|
| 40
|
| 41
|
| 42
|
|
43
|
| 44
|
| 45
|
| 46
|
| 47
|
| 48
|
| 49
|
|
50
| | | | | | | | | | | | |
|
Ключ к методике
Шкала
| Прямые утверждения
| Обратные утверждения
|
І – СЕНЗИТИВНОСТЬ
| 1, 22, 29, 36, 43
| 8, 15
|
ІІ – ЧУВСТВО ЮМОРА
| 2, 9, 16, 30, 44
| 23, 37
|
ІІІ – ЛЕГКОСТЬ
| 10,17, 24, 31, 38
| 3, 45
|
ІV – ВООБРАЖЕНИЕ
| 4, 18, 25, 39, 46
| 11, 32
|
V – ФЛИРТ
| 5, 12, 19, 33, 40
| 26, 47
|
VI – ШАЛОВЛИВОСТЬ
| 6, 13, 27, 41, 48
| 20, 34
|
VII – ФЬЮГ
| 7, 14 ,21, 35, 49
| 28, 42
|
Общий уровень Игривости
| ∑ всех прямых утверждений + всех обратных утверждений +утверждение N50
|
Нормативные значения
Шкала
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
|
І – СЕНЗИТИВНОСТЬ
| < 23 | 23-28 | ˃ 28
|
ІІ – ЧУВСТВО ЮМОРА
| < 21 | 21-27 | ˃ 27
|
ІІІ – ЛЕГКОСТЬ
| < 22 | 22-28 | ˃ 28
|
ІV – ВООБРАЖЕНИЕ
| < 19 | 19-25 | ˃ 25
|
V – ФЛИРТ
| < 22 | 22-27 | ˃ 27
|
VI – ШАЛОВЛИВОСТЬ
| < 19 | 19-26 | ˃ 26
|
VII – ФЬЮГ
| < 20 | 20-26 | ˃ 26
|
Общий уровень Игривости
| <160 | 160-180 | ˃ 180
|
Интерпретация шкал:
«СЕНЗИТИВНОСТЬ» – способность к восприятию, идентификации, пониманию, управлению внешними (по возможности) и внутренними условиями ситуации (чувствами, мыслями, действиями субъектов взаимодействия (Другого) и своих собственных) с целью нахождения и принятия эффективных решений.
«ВООБРАЖЕНИЕ» – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга (Лев Выготский). Всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности (Сергей Рубинштейн).
«ЧУВСТВО ЮМОРА» – способность понимать юмор и использовать здоровый юмор (аффилиативный и самоутверждающий) для получения эмоционального удовольствия и снятия напряжения; приятной социальной коммуникации и влияния; философский юмор для самоактуализации; самоутверждающий, философский юмор и юмор висельника для совладания с неприятностями; способность адекватного реагировать на нездоровый юмор с учетом социально приемлемых норм.
«ЛЕГКОСТЬ» – способность дистанцироваться от ситуации в состоянии внутренней свободы и принять любой ее исход как потенциально эффективный, абстрагируясь от надежд и ожиданий, и при этом быстро корректировать свое поведение соответственно меняющимся обстоятельствам.
«ФЛИРТ» – способность привлечь внимание и расположить к себе представителя своего или противоположного пола через вербальную и невербальную коммуникацию с целью установления и поддержания взаимовыгодных отношений, основанных на чувстве эмоциональной близости.
«ШАЛОВЛИВОСТЬ» – способность целенаправленно создавать ситуацию «испытания себя» при взаимодействии с субъектом/ объектом шалости с целью пиковых переживаний положительных эмоций, в частности, при проработке темы запретов.
«ФЬЮГ» – способность к «намеренному старанию казаться глупым или безумным», рефлексируемое самим игроком и наблюдаемое другими субъектами взаимодействия, с целью усиления чувства идентичности.