Личностный опросник «ОТКЛЭ»
Н.И. Рейнвальд

Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

Инструкция Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь Вам разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. Прочитав вопрос, ответьте на него «да», либо «нет», либо «не знаю». Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективным: опросник имеет контрольную шкалу.

  1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.
  2. Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.д.) выполняю с неохотой.
  3. Жизнь класса проходит мимо меня.
  4. Прочитываю к занятию не только основную, но и часть дополнительной литературы.
  5. Я люблю петь.
  6. Я всегда радуюсь успехам других людей.
  7. Люблю наводить порядок у себя дома.
  8. Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.
  9. У меня не хватает времени следить за книжными новинками.
  10. Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т.д.), магу расчувствоваться до слез.
  11. Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
  12. Свои обещания я всегда выполняю.
  13. Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.
  14. Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.
  15. Мое тело откликается на танцевальную музыку.
  16. Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.
  17. Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физическими упражнениями.
  18. Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.
  19. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, о не решить сам.
  20. Бывает, что во время театрального действия, я ем конфеты, мороженое.
  21. На моем рабочем столе обычно порядок.
  22. Главное для меня – сделать работу в срок, а качество – как выйдет.
  23. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.
  24. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
  25. Принимаю участие в художественной самодеятельности.
  26. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
  27. Ухаживаю за животными.
  28. У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в классе.
  29. Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.
  30. Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.
  31. Вернувшись, домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
  32. В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахожу себе занятие.
  33. Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.
  34. Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением учащихся, преподавателя.
  35. Меня волнует игра актеров на сцене.
  36. Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным.
  37. Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.
  38. Выполнение общественных обязанностей в классе приносит мне удовлетворение.
  39. Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.
  40. Во время танца для меня главное – просто двигаться.
  41. Не откладываю на завтра, то, что могу сделать сегодня.
  42. Правила поведения в общественных местах я выполняю.
  43. На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.
  44. Мои интересы требуют терпения, усидчивости.
  45. Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.
  46. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.
  47. Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.
  48. Я всегда радуюсь, получая трудное задание.
  49. Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.
  50. Я тщательно слежу за своей внешностью.
  51. Ситуация, когда на один день выпадает три урока, к которым надо готовиться, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я планирую заранее.
  52. Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.
  53. Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.
  54. Не пропускаю ни одного мероприятия в культурной жизни города.
  55. Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.
  56. Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.
  57. Домашний труд меня обременяет.
  58. Не выношу критических замечаний.
  59. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.
  60. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
  61. Могу пропустить занятия без всяких оснований.
  62. Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.
  63. Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.
  64. Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, как правило, только слушаю.
  65. Я собираю пластинки с классической музыкой.
  66. В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.
  67. Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.
  68. Если отвечающий на уроке не может связать двух слов, мне смешно.
  69. Не зная ответа на вопрос, надеясь на подсказку.
  70. Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.
  71. Если наступит полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота заниматься.
  72. Я всегда бываю согласен стой оценкой, которую мне дает преподаватель.
  73. Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.
  74. Я люблю учиться.
  75. Собираю книги по искусству, репродукции.
  76. Каждую вещь я сразу кладу на место.
  77. Выполнение черновой работы считаю унижением личности.
  78. Могу поддержать разговор на любую тему.
  79. На занятии меня так и тянет задать по теме вопрос преподавателю.
  80. Всем подаркам предпочитаю цветы.
  81. Когда приходится пропускать уроки, мне как-то не по себе.
  82. Люблю возиться с растениями.
  83. Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медли-тельностью.
  84. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
  85. Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.
  86. Мой стиль – ликвидировать пробелы в знаниях в период под-готовки к экзамену.
  87. Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.
  88. Если меня покритикуют – в долгу не останусь.
  89. Мне достаточно, общего знакомства явлениями, пусть другие докапываются до их сути.
  90. Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.
  91. Я прихожу минут за десять до начала занятий.
  92. Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.
  93. Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.
  94. Жизнь кажется мне серой и скучной.
  95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
  96. Я делаю утреннюю зарядку.
  97. Меня тяготит необходимость тратить время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
  98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
  99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
  100. У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
  101. Если я основательно готовлюсь к уроку истории (обществоведения), то остальные уроки остаются неподготовленными.
  102. Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
  103. Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подсказать невпопад, строить гримасу и т.п.
  104. Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
  105. Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на уроке, в кино, трамвае.
  106. Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.
  107. При выполнении хозяйственных дел, например, во время похода, я чувствую себя неуверенно.
  108. Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
  109. Храню вырезки, выписки из газет, журналов.
  110. Читаю книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
  111. Общественные поручения выполняю без напоминания.
  112. Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
  113. Если я вижу в классе беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устраняю его.
  114. Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
Обработка данных и интерпретация
Организованность Трудолюбие Коллективизм Любознательность Эстетическое развитие
1 – да
6 – да-ложь
11 – нет 
16 – нет 
21 – да 
26 – нет 
31 – да 
36 – нет-ложь 
41 – да 
46 – нет 
51 – да 
56 – нет 
61 – нет 
66 – нет-ложь 
71 – нет 
76 – да 
81 – да 
86 – нет 
91 – да 
96 – да 
101 – нет 
106 –нет 
111 – да
2 – да 
7 – да 
12 – да-ложь 
17 – да 
22 – нет 
27 – да 
32 – да 
37 – нет 
42 – да-ложь 
47 – да 
52 – да 
57 – нет 
62 – нет 
67 – да 
72 – да-ложь 
77 – нет 
82 – да 
87 – нет 
92 – нет 
97 – нет 
102 – да 
107 – нет 
112 - нет
3 – нет 
8 – нет
13 – да 
18 – да-ложь 
23 – нет 
28 – да 
33 – нет 
38 – да 
43 – нет 
48 – да-ложь 
53 – да 
58 – нет 
63 – нет 
68 – нет 
73 – да 
78 – да-ложь
83 – нет 
88 – нет 
93 – да 
98 – нет 
103 – нет 
108 – да 
113 – да 
4 – да 
9 – нет 
14 – нет 
19 – нет
24 – нет-ложь 
29 – да 
34 – да 
39 – нет 
44 – да 
49 – да 
54 – да-ложь 
59 – нет 
64 – нет 
69 – нет 
74 – да 
79 – да 
84 – да-ложь 
89 – нет 
94 – нет 
99 – нет 
104 – нет 
109 – да 
114 –да 
5 – да 
10 – да 
15 – да 
20 – нет 
25 – да
30 – нет-ложь
35 – да 
40 – нет 
45 – да 
50 – да 
55 – нет 
60 – да-ложь 
65 – да 
70 – нет 
75 – да 
80 – да 
85 – да 
90 – нет-ложь
95 – да 
100 – нет 
105 – нет 
110 – нет 
115 – да  
  1. Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
  2. Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.
  3. Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.
  4. Суммируется количество баллов по каждой шкале.
  5. Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Например такой профиль:
Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых.
Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.
Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие. Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.

        Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.


Источник:
  1. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 73-78)