Для оценки совместимости индивидуальных особенностей членов группы, при формировании команд могут использоваться методики из блока методов исследования психологических свойств и состояний личности
- "Адаптация личности к новой социокультурной среде" (тест Л.В. Янковского)
. Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой социокультурной среде. Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в процессе психологической консультации и психокоррекции личности эмигранта. Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой социокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.
- "Анализ своих ограничений"
. Тест оценивает одиннадцать потенциальных ограничений. А также выявляет сильные стороны личности руководителя.
- "Групповые роли"
. Методика диагностирует функционально-ролевые позиции в управленческой команде: председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей (критик), организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель.
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
- "Диагностика межличностный отношений" (Т. Лири)
. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
- Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.
- Диагностический опросник социально-психологического климата группы
. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.
- Изучение психологического климата коллектива
. С помощью данной методики можно определить психологический климат группы с точки зрения индивида. И определить среднегрупповую оценку психологического климата, а также процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный.
- "Какой у Вас тип коммуникабельности"
. Опросник позволяет определить тип коммуникабельности: экстраверт (человек коммуникабельный, контактный), интроверт (противоположность экстраверту) или амбаверт (среднее значение).
- "Лидер"
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
- "Маски" (Т.Д. Марцинковская)
. Методика является модификацией метода «Социометрия». Предназначена для определения статусного места ребенка 5 лет и старше в группе.
- Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы
Использование методики позволяет выявить, является ли данная конкретная функционирующая группа сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой групповой характеристики.
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора
. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью данной методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
- "Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса
выявляет ведущую стратегию, стиль поведения в конфликтной ситуации, в ситуации разногласий: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество.
- Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО)
. У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.
- Опросник привлекательности труда (ПТР)
К числу наиболее важных критериев оценки психологического климата следует отнести удовлетворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
- "Оценка конкурентоспособности фирмы"
. Методика предлагает оценить параметры, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности фирмы.
- "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"
. Методика позволяет быстро определить ведущий тип поведения в конфликтной ситуации.
- "Оценка уровня общительности" тест В.Ф. Ряховского
оценивает общий уровень общительности.
- "Потребность в перестройке"
. С помощью данного теста можно определить необходима ли данной фирме перестройка производственного процесса или нет особой необходимости совершенствовать систему.
- "Психологический климат"
. Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками, качественная сторона межличностных отношений. С помощью данного теста, который состоит из 12 вопросов можно достаточно быстро определить какой психологический климат преобладает.
- Социометрия
применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы, измерения степени сплоченности-разобщенности в группе, выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые), обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
- "Способы преодоления конфликта внутри малой группы"
. Тест позволяет оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт.
- Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе (для педагогов и родителей)
. Схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.
- Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)
предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
- "Уровень конфликтности личности"
. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты (при высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации).
- "Уровень организационной культуры" (ОК)
. Показатели полученные с помощью данного теста могут свидетельствовать об уровне организационной культуры. А конкретные показатели по секциям: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль - могут подсказать направление неблагополучного положения.
- "Формирование положительной групповой мотивации"
. Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
- "Эффективность лидерства"
опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.