Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению.
Заполняйте анкету самостоятельно.
- Нравиться ли Вам Ваша работа?
очень нравится | пожалуй, нравится | pабота мне безразлична | пожалуй, не нравится | очень не нравится
|
| | | | |
- Хотели бы Вы перейти на другую работу?
- Оцените, пожалуйста, по 5-бальной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя: 5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито.
качествооценка
| Трудолюбие Общественная активность Профессиональные знания Забота о людях Требовательность Отзывчивость Общительность Способность разбираться в людях Справедливость Доброжелательность | | |
- Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое нынешнее место работы?
- Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди |
В нашем коллективе есть всякие люди |
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
| | |
- Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
нет, конечно | скорее нет, чем да | не знаю, не задумывался над этим | скорее да, чем нет | да, конечно
|
| | | | |
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместили бы свой коллектив?
- Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?
качества | да | пожалуй да | не знаю не задумывался над этим | пожалуй нет | нет
|
а. Деловые качества большинства членов коллектива |
б. Личностные качества большинства членов коллектива | | | | | | | | | | |
- Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это бы меня вполне устроило | Не знаю, не задумывался над этим | Это бы меня совершенно не устроило
|
| | |
- Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
нет, не мог бы | не могу сказать не задумывался | да, мог бы
|
| | |
- Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 – наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток Вы поместили бы свой коллектив?
- Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
да, конечно | скорее да, чем нет | затрудняюсь ответить | скорее нет, чем да | нет, конечно
|
| | | | |
- Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
условие полностью удовлетворен | пожалуй удовлетворен | трудно сказатьпожалуй не удовлетворен | полностью не удовлетворен | | |
состояние оборудования | | | | | |
равномерность обеспечения работой | | | | | |
санитарно- гигиенические условия | | | | | |
отношения с непосредственным руководителем | | | | | |
возможность повышения квалификации | | | | | |
разнообразие работы |
| | | | |
- Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована Ваша работа?
По-моему, наша работа организована очень хорошо | |
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения | |
Трудно сказать | |
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую | |
По-моему, работа организована очень плохо | |
- Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
безусловно, да | пожалуй да | трудно сказать | пожалуй, нет | безусловно, нет
|
| | | | |
- Ваш пол:
- Возраст: ........... лет
- Образование:
незаконченное среднее | среднее | среднее специальное | незаконченное высшее | высшее
|
| | | | |
- Стаж работы в данном коллективе: ........... лет
- Ваша профессия ..................................................
- Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат: ............................................................руб.
- Ваше семейное положение:
холост (не замужем) | женат (замужем) | разведен (а) | вдовец (вдова)
|
| | | |
Обработка и анализ
полученных результатов проводятся следующим образом. На основании ответов на вопросы 17-23 дается краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, количества детей, обеспеченности детскими учреждениями и т. п.
Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный:6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13:. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как + 1, 0 или -1. Полученные в группе данные следует занести в протокол.
Протокол
участник опроса
| компоненты
|
эмоциональный | когнитивный | поведенческий
|
1 ... n |
сумма | | | | | | |
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++-; отрицательная оценка – при сочетаниях: - - -, - - +, - - 0; при сочетаниях: 000, 00-,00+ – оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Нaпpимеp для эмоционального компонента:
Э =
| (сумма положительных оценок) - (сумма отрицательных)
|
n |
где количество положительных ответов содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – количество участников oпpoca.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 – отрицательные оценки; от -0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как + 1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» – -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
|
Источник:
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.- 560с. (с. 441-448)
|
на Главную