«Групповые роли»

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно либо распределить между несколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-то одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

  1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:
    А. Я быстро нахожу новые возможности.
    Б. Я могу хорошо работать со множеством людей.
    В. У меня много новых идей.
    Г. Я помогаю другим людям выдвигать их идеи.
    Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.
    Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
    Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.
    З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

  2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это потому, что:
    А. Я очень напряжен, пока мероприятие не предусмотрено, но проконтролировано, не проведено.
    Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.
    В. У меня есть слабость много говорить самому.
    Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
    Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
    Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
    Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
    З.Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

  3. Когда я включен в работу с другими:
    А. Я влияю на людей, не подавляя их.
    Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
    В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять времени и не упустить из виду главную цель.
    Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.
    Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
    Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
    Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
    З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

  4. В групповой работе для меня характерно, что:
    А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.
    Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
    В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
    Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.
    Д. У меня есть склонность избегать очевидного, предполагая что-то неожиданное.
    Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
    Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
    З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

  5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
    А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
    Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.
    В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.
    Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
    Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
    Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
    Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
    З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

  6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
    А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
    Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
    В. Я пытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.
    Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
    Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих возможностей идти прямо к цели.
    Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
    Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
    З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

  7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
    А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
    Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
    В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
    Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
    Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
    Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
    Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.
    З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

вопросыАБВГДЕЖЗ
1
2
3
4
5
6
7
         

Обработка результатов и интерпретация
Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.
Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов.
Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще исполняете в группе.
Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль - председатель; II роль - формирователь; III роль - генератор идей; IV роль - оценщик идей; V роль - организатор работы; VI роль - организатор группы; VII роль - исследователь ресурсов; VIII роль - завершитель.

Ключ
 IIIIIIIVVVIVIIVIII
1ГЕВЗЖБАД
2БДЖГАЕВЗ
3АВГЖЗДЕБ
4ЗБДВГАЖЕ
5ЕГЗАБВДЖ
6ВЖАДЕБЗГ
7ЖАЕБДЗГВ
сумма        

Характеристика ролей в команде

I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный, нуждается в высокомотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминируюший экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идеи; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).


Источник:
  1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с. (c. 182-187)
на Главную