Схема экспертной оценки социально-­психологической адаптации детей к школе
(для педагогов и родителей)

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе. Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.
В качестве критериев выбраны:

  • эффективность учебной деятельности;
  • усвоение школьных норм поведения;
  • успешность социальных контактов;
  • эмоциональное благополучие.
    Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):
  • успешность выполнения школьных заданий;
  • степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
  • самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
  • настроение, с которым ребенок идет в школу;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • общая оценка адаптированности.
    Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.

    Схема для педагогов

    Инструкция. Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.

    Ф.И.О. учащегося _________________________ Класс _____________________

    Показатели
    Оценка
    показателя
    в
    баллах
    Критерий 1. Эффективность учебной деятельности
    Шкала 1. Учебная активность
    Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс)0
    Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски1
    Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса2
    Редко поднимает руку, но отвечает правильно3
    На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются4
    Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно5
    Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
    Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3)0
    Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже)1
    Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже) 2
    Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (средний балл 3,9–3,6) 3
    Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5–4) 4
    Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5–4,6)5
    Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения
    Шкала 3. Поведение на уроке
    Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами 0
    Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает 1
    Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах2
    Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами3
    Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока4
    Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя5
    Шкала 4. Поведение на перемене
    Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) 0
    Пассивный, движения скованные, избегает других детей 1
    Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой 2
    Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) 3
    Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-­нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры 4
    Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх 5
    Критерий 3. Успешность социальных контактов
    Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
    Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) 0
    Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) 1
    Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт 2
    Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами 3
    Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети 4
    Общительный, легко контактирует с детьми 5
    Шкала 6. Отношение к учителю
    Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании 0
    Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается 1
    Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным 2
    Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам 3
    Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью 4
    Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним 5
    Критерий 4. Эмоциональное благополучие
    Шкала 7. Эмоции
    Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, что­то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем 0
    Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос 1
    Отрицательные эмоции:
    - тревожность, огорчение, иногда страх;
    - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность
    2
    Эпизодически проявление сниженного настроения 3
    Спокойное эмоциональное состояние 4
    Хорошее настроение, часто улыбается, смеется 5

    Обработка результатов
    Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:
  • нормальная адаптация – 22–35 баллов;
  • неполная адаптация – 15–21 балл;
  • дезадаптация – 0–14 баллов.

    Схема для родителей

    Инструкция. Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.

    Ф.И.О. учащегося _________________________ Класс _____________________

    Показатели
    Оценка
    показателя
    в
    баллах
    Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий
    Плохое усвоение программного материала по всем предметам 1
    Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий 2
    Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой 3
    Небольшие помарки, единичные ошибки 4
    Правильное безошибочное выполнение школьных заданий 5
    Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий
    Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию 1
    Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения 2
    Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения 3
    Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений 4
    Ребенок работает легко, свободно, без напряжения 5
    Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий
    Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого 1
    Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого 2
    Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам 3
    Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого 4
    Ребенок сам справляется со школьными заданиями 5
    Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу
    Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости) 1
    Случаются проявления отрицательных эмоций:
    - тревожность, огорчение, иногда страх;
    - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность
    2
    Иногда бывают проявления сниженного настроения 3
    Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения 4
    Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу 5
    Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками
    Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется 1
    Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт 2
    Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами 3
    Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети 4
    Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых 5
    Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка
    Низкий уровень адаптированности 1
    Уровень адаптированности ниже среднего 2
    Средний уровень адаптированности ребенка 3
    Уровень адаптированности выше среднего 4
    Высокий уровень адаптированности 5

    Обработка результатов
    Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­
  • психологической адаптации детей:
  • нормальная адаптация – 19–30 баллов;
  • неполная адаптация – 13–18 баллов;
  • дезадаптация – 0–12 баллов.


    Источник:
    • http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/3609/