Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе. Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.
В качестве критериев выбраны:
Инструкция. Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.
показателя в баллах Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс) | 0
| Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски | 1
| Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса | 2
| Редко поднимает руку, но отвечает правильно | 3
| На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются | 4
| Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно | 5
| Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3) | 0
| Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже) | 1
| Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже) | 2
| Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (средний балл 3,9–3,6) | 3
| Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5–4) | 4
| Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5–4,6) | 5
| Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами | 0
| Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает | 1
| Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах | 2
| Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами | 3
| Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока | 4
| Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя | 5
| Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) | 0
| Пассивный, движения скованные, избегает других детей | 1
| Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой | 2
| Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) | 3
| Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры | 4
| Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх | 5
| Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) | 0
| Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) | 1
| Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | 2
| Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами | 3
| Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | 4
| Общительный, легко контактирует с детьми | 5
| Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании | 0
| Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается | 1
| Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным | 2
| Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам | 3
| Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью | 4
| Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним | 5
| Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, чтото сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем | 0
| Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос | 1
| Отрицательные эмоции: | - тревожность, огорчение, иногда страх; - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность 2
| Эпизодически проявление сниженного настроения | 3
| Спокойное эмоциональное состояние | 4
| Хорошее настроение, часто улыбается, смеется | 5
| |
Инструкция. Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.
показателя в баллах Плохое усвоение программного материала по всем предметам | 1
| Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий | 2
| Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой | 3
| Небольшие помарки, единичные ошибки | 4
| Правильное безошибочное выполнение школьных заданий | 5
| Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию | 1
| Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения
| 2
| Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения | 3
| Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений | 4
| Ребенок работает легко, свободно, без напряжения | 5
| Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого | 1
| Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого | 2
| Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам | 3
| Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого | 4
| Ребенок сам справляется со школьными заданиями | 5
| Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости) | 1
| Случаются проявления отрицательных эмоций: | - тревожность, огорчение, иногда страх; - обидчивость, вспыльчивость, раздражительность 2
| Иногда бывают проявления сниженного настроения | 3
| Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения | 4
| Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу | 5
| Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется | 1
| Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт | 2
| Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами | 3
| Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | 4
| Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых | 5
| Низкий уровень адаптированности | 1
| Уровень адаптированности ниже среднего | 2
| Средний уровень адаптированности ребенка | 3
| Уровень адаптированности выше среднего | 4
| Высокий уровень адаптированности | 5
| |
Источник:
|
|