«Определение способов регулирования конфликтов»
(др. названия «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»,
тест К.Томаса)

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
  1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс.
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
    Б) Я стараюсь добиться своего.
  7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
  8. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
    Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
    Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения.
  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.
  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  15. А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
    Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
    Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и по­терь для нас обоих.
  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
    Б) Я отстаиваю свои желания.
  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
    Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем.
  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту
соперничествосотрудничествокомпромиссизбеганиеприспособление
1
 
 
 
AБ
2
 
БA
 
 
3A
 
 
 
Б
4
 
 
А
 
Б
5
 
A
 
Б
 
6Б
 
 
А
 
7
 
 
БА
 
8АБ
 
 
 
9Б
 
 
А
 
10А
 
Б
 
 
11
 
А
 
 
Б
12
 
 
БА
 
13Б
 
А
 
 
14БА
 
 
 
15
 
 
 
БА
16Б
 
 
 
А>
17А
 
 
Б
 
18
 
 
Б
 
А
19
 
А
 
Б
 
20
 
АБ
 
 
21
 
Б
 
 
А
22Б
 
А
 
 
23
 
А
 
Б
 
24
 
 
Б
 
А
25А
 
 
 
Б
26
 
БА
 
 
27
 
 
 
АБ
28АБ
 
 
 
29
 
 
АБ
 
30
 
Б
 
 
А

Обработка

Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Краткая характеристика типов разрешения конфликта
Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.
Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.
Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если Ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.


Источник:
  1. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 126-131)
  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - 2-е издание. - СПб. : Знание, 2004. - 495 с. (с. 358-362)
  3. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб.для студентов вузов.-М. : Аспект Пресс, 2003. - 285 с. (с. 248-252)
  4. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А. Деркача. - М. : Красная площадь, 1996. - 400 с. (с. 272-277)
  5. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 359-364)