«Лидер»

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

Инструкция: Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.

Опросник
  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
    а) да,
    б) нет.
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
    а) да,
    б) нет.
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
    а) да,
    б) нет.
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
    а) да,
    б) нет.
  5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал?
    а) да,
    б) нет.
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
    а) да,
    б) нет.
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»?
    а) да,
    б) нет.
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
    а) да,
    б) нет.
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
    а) да,
    б) нет.
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
    а) да,
    б) нет.
  11. Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
    а) да,
    б) нет.
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
    а) да,
    б) нет.
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
    а) да,
    б) нет.
  14. Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
    а) да,
    б) нет.
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
    а) да,
    б) нет.
  16. Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
    а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
    б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
  17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
    а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
    б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
  18. С кем вы предпочитаете работать?
    а) с покорными людьми,
    б) со строптивыми людьми.
  19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
    а) да,
    б) нет.
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
    а) да,
    б) нет.
  21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
    а) да,
    б) нет.
  22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
    а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
    б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
  23. Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она?
    а) да,
    б) нет.
  24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
    а) да,
    б) нет.
  25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
    а) да,
    б) нет.
  26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
    а) самый компетентный человек;
    б) тот, у кого самый сильный характер.
  27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
    а) да,
    б) нет.
  28. Уважаете ли вы дисциплину?
    а) да,
    б) нет.
  29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
    а) тот, который все решает сам;
    б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
  30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
    а) коллегиальный,
    б) авторитарный.
  31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
    а)да,
    б) нет.
  32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
    а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.
  33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
    а) промолчу,
    б) буду отстаивать свое мнение.
  34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
    а) да,
    б) нет.
  35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
    а) да,
    б) нет.
  36. Что бы вы предпочли в своей профессиональной деятельности?
    а) работать под руководством хорошего человека;
    б) работать независимо.
  37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
    а) согласен,
    б) не согласен.
  38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
    а) да,
    б) нет.
  39. Считаете ли вы свои организаторские способности выше средних?
    а) да,
    б) нет.
  40. Как вы обычно ведете себя, столкнувшись с трудностями?
    а) трудности обескураживают;
    б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
  41. Делаете ли вы резкие упреки людям, если они этого заслуживают?
    а) да,
    б) нет.
  42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
    а) да,
    б) нет.
  43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
    а) введу нужные изменения немедленно;
    б) предложу медленные, эволюционные изменения.
  44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
    а) да,
    б) нет.
  45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
    а) да,
    б) нет.
  46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
    а) да,
    б) нет.
  47. Кем (из предложенных профессий) вы предпочли бы стать?
    а) художником, поэтом, композитором, ученым;
    б) руководителем коллектива.
  48. Какую музыку вам приятнее слушать?
    а) могучую и торжественную,
    б) тихую и лирическую.
  49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми?
    а) да,
    б) нет.
  50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
    а) да,
    б) нет.

Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
свыше 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги. Даже если Вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит Ваше влияние на окружающих.


Источник:
  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 153-161)
  2. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 132-138)
  3. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 138-143)