Адаптация личности к новой социокультурной среде
(Л.В.Янковский)

Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой социокультурной среде.

Инструкция «Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить степень успешности вашей адаптации к новой социокультурной среде. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет – знак "-" ("нет"), если какое-нибудь утверждение к вам не относится, поставьте знак "0". Отвечайте, пожалуйста, искренне и честно».

    Вместо многоточия в опросник вставляются слова, соответствующие названию той страны, где живет эмигрант.
  1. Мне нравится русская культура.
  2. Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
  3. По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был до переезда в новое место жительства.
  4. У меня есть близкие люди среди коренного населения.
  5. У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
  6. Я сам виноват … в своих неудачах.
  7. Я с удовольствием изучаю русский язык.
  8. Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
  9. Я знаком с российскими законами.
  10. На низкоквалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
  11. Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой я работал до переезда в новое место жительства.
  12. Я смотрю российское телевидение.
  13. Материально обеспеченные люди добрее.
  14. Я рассчитываю только на свои силы.
  15. Я провожу свое свободное время так, как мне хочется.
  16. Мне достаточно внимания и той заботы, которые мне уделяют.
  17. У меня есть желание переехать в другую страну.
  18. Я верю в будущее.
  19. Я постоянно озабочен своим материальным положением.
  20. Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
  21. Здесь мне чего-то не хватает.
  22. Здесь я работаю по желаемой специальности.
  23. Я выбит из колеи.
  24. В нашей семье много проблем.
  25. Мне нравится здешняя природа.
  26. Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
  27. Люди часто разочаровывают меня.
  28. Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
  29. Я соблюдаю религиозные праздники.
  30. Временами я не уважаю себя.
  31. Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы работа была высокооплачиваемой.
  32. В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
  33. Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
  34. Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
  35. Мне не хочется, чтобы о моем положении знали в месте моего прежнего проживания.
  36. Я хорошо себя чувствую среди местного населения.
  37. Я не испытываю материальных затруднений.
  38. Очень многие живут хуже, чем могли бы.
  39. Лучше никому не доверять.
  40. Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней не свободы.
  41. У меня мало свободного времени.
  42. Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
  43. Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
  44. Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
  45. Мои ожидания с приездом оправдались.
  46. Я против подачи милостыни.
  47. Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
  48. Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
  49. Я редко устаю на работе.
  50. Я безразличен к религии.
  51. Я люблю вспоминать о прошлом.
  52. Люди, как правило, нравятся мне.
  53. Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в …
  54. На прежнем месте жительства я был материально независимым.
  55. Религиозный человек более нравственный.
  56. Будущее не зависит от меня.
  57. Я охотно знакомлюсь с людьми.
  58. Миром правит справедливость.
  59. Я люблю праздники.
  60. Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
  61. Миллионеры в основном люди честные.
  62. В России жили мои родственники до моего приезда.
  63. Я деятелен, энергичен, инициативен.
  64. Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
  65. В прежнем месте жительства остались близкие мне люди.
  66. Здесь я чувствую себя защищенным.
  67. Я считаю, что мир должен быть без границ.
  68. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  69. Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
  70. Мне помогают мои близкие.
  71. Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
  72. При определенных обстоятельствах я готов вернуться обратно.
  73. Я никогда не начинаю разговор первым.
  74. Временами я скучаю по родной природе.
  75. Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
  76. Я делаю то, что мне нравится.
  77. Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
  78. Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с легкостью спрашиваю совета.
  79. Я контролирую свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в месте моего прежнего жительства
  80. Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
  81. Я интересуюсь событиями, происходящими в месте моего прежнего жительства.
  82. У меня нет здесь близкого мне человека.
  83. Я хотел бы сменить место работы.
  84. Еще до переезда я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
  85. Временами я думаю о моем приезде в место моего прежнего жительства
  86. Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
  87. Я думал, что здесь мне будет лучше.
  88. Неудачники должны винить прежде всего себя.
  89. Здесь я чувствую себя дома.
  90. Меня не волнует, кто какой национальности.
  91. Мои знания и опыт, привезенные сюда, выше, чем приходится применять здесь.
  92. Временами мне не хватает общения.
  93. Мне нравится российское телевидение.
  94. Иногда мне нечем занять себя.
  95. Русский язык станет для меня в недалеком будущем родным.
  96. Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.
Обработка результатов и интерпретация

Ключ к тесту
Шкала адаптивности + : 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89.
– : 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87.
Шкала конформности + : 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96.
– : 14, 67, 73, 76.
Шкала интерактивности + : 2, 3, 6, 7, 8, 15, 28, 43, 44, 46, 47, 77, 88.
– : 54, 62, 90
Шкала депрессивности + : 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84.
– : 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86.
Шкала ностальгии + : 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94.
– :4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93.
Шкала отчужденности + : 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92.
– : 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95.

При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шкале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:
высокий – сумма баллов превышает 12,
средний – от 6 до 12,
низкий – менее 6 баллов.
Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.

Шкала адаптивности
Высокие оценки свидетельствуют о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим и принятии их; чувстве социальной и физической защищенности; чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для эмигрантов характерны: стремление к самореализации; высокий уровень активности; уверенность в отношениях с другими; планирование своего будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте.

Шкала конформности
Высокие оценки означают: стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми; ориентацию на социальное одобрение; зависимость от группы; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми; принятие системы/ ценностей и норм поведения данной среды. Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.

Шкала интерактивности
Высокие оценки соответствуют: принятию данной среды; активному вхождению в эту среду; настроенности на расширение социальных связей; чувству уверенности в своих возможностях; критичности к собственному поведению; готовности к самопреобразованию; желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости; направленности на сотрудничество с другими; контролю над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества; направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели.

Шкала депрессивности
Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается: невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией; пониженной самооценкой; беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события; сомнением, тревогой относительно социальной идентичности; нереализацией собственных способностей, связанной с неприятием себя и других; чувствами подавленности, опустошенности, изолированности.

Шкала ностальгии
Высокие оценки означают: потерю связи с культурой, сопричастности с ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые; бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.

Шкала отчужденности
Высокие оценки соответствуют: утверждению норм, установок и ценностей данного общества; неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласованию притязаний и реальных возможностей; озабоченности своей идентичностью и своим статусом; влиянию внешнего контроля на общее неприятие себя и других; убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.

Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в процессе психологической консультации и психокоррекции личности эмигранта. Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой социокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.


Источник:
  1. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей. – СПб.: Речь, 2004. – 408 с. (С.206-211)