Сравнение понятий ( для детей от 8 до 16 лет)

Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять.
Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.
Ребенку предлагают определить главное различие между девочкой и куклой или установить, чем похожи мост и лодка, и т.д. В тех случаях, когда ребенок не может сам выявить существенные признаки различия или сходства, ему оказывается помощь, а затем предлагают для сравнения аналогичную пару понятий для определения возможности осуществления переноса и умения использовать помощь.
Необходимо обращать внимание на то, удается ли ребенку дать сразу точный ответ или он идет поэтапным путем, интуитивно нащупывая правильный ответ, от несущественного к существенному, очень многословно и подробно.

Инструкция. "Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они похожи. Старайся говорить как можно больше"

Для детей до 10 летДля детей 10-12 лет
Слива - вишня
Тарелка - стакан
Кошка - мышка
Береза - ромашка
Валенки - туфли
книга - тетрадь
солнце - луна
лошадь - корова
сани - телега
озеро - река

Оценка результатов

4 балла - если сразу дается обобщающее слово.
3 балла - если перечисляются отдельные признаки, а затем дается обобщающее слово.
2 балла - если перечисляются отдельные признаки.
1 балл - ребенок не выполняет задание.

Для детей 12-16 лет
Чем похожиЧем отличаются
Корова - лошадь
Озеро - река
Дождь - снег
Золото - серебро
Вечер - утро
Сказка - песня
Картина - портрет
Голод - жажда
Стакан - петух
Маленькая девочка - большая кукла
Кошка - яблоко
Обман-ошибка
Ботинок - карандаш
Птица - самолет
Молоко - вода
Карлик - ребенок

Оценка результатов

4 балла - дети сразу дают обобщающее слово или перечисляют существенные признаки. Иногда требуют организующей помощи;
3 балла - дети идут поэтапным путем, от несущественного к существенному, но перенос на аналогичное задание осуществлять могут, т.е. оказанную помощь принимают и используют. При выполнении более сложных заданий нуждаются в помощи. Более трудным оказывается установление существенных признаков сходства;
2 балла - дети осуществляют сравнение по несущественным признакам; помощь экспериментатора принимают, но логического переноса не производят
1 балл - ребенок задания не понял.


Источник:
  • http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node19.html