Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат оказывает также большое значение способности к обобщению, умение выделять существенные признаки, объём словарного запаса испытуемого. Данную методику нельзя отнести к тестам на вербальный интеллект, потому что уровень комбинаторных способностей в равной степени одинаково коррелирует и с вербальным интеллектом, и с невербальным.
Стимульный материал включает двенадцать наборов анаграмм. В каждом наборе имеется четыре анаграммы. Одна анаграмма является "лишней", то есть не подпадает под некую категорию, общую для остальных трёх слов. В этой части методика похожа на тест "Исключение лишнего". Отличие заключается ещё и в том, что в задачу испытуемого не входит обобщение трёх слов конкретным понятием.
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе.
Спектр применения методики достаточно широкий. В практике работы школьного психолога методику можно применять, например, в программах развития интеллектуальных способностей. В профподборе/профотборе её можно применять по отношению к профессиям, требующим высокий уровень комбинаторных способностей: аналитик, программист, менеджер и многие другие.
При повторном тестировании рекомендуется использовать другую форму. Всего методика А-2011 имеет четыре формы. Данная форма - форма А.
Возраст: 16 +
Испытуемому предлагают бланк, на котором располагается таблица с анаграммами, в которой имеются пустые ячейки. В пустую ячейку следует записать лишнее слово (именно слово, а не его анаграмму). Также нельзя использовать вычеркивание лишней анаграммы, потому что испытуемый должен продемонстрировать то, что он смог решить анаграмму. Время проведения теста не ограничивается.
Инструкция. В четвёрке анаграмм имеется одна лишняя. Анаграмма - это слово, в котором буквы случайным образом поменялись местами. Обратите внимание, что иногда в случайном порядке буквы занимают свои прежние места, то есть слово может остаться неизменным. Три исходных слова объединены каким-то общим признаком, качеством. Вам следует найти лишнее слово и написать его. Обратите внимание, что его следует написать не в виде анаграммы, а в исходном, правильном виде.
1 | ЯЛВИОИБ | АИМЯЕНР | НААДКА | ДФРО |   |
2 | ЫЛАЙ | ЫРБУЙ | ЙЛГООБУ | РЛОХ |   |
3 | НЕСИКЕП | ОУЛГЬБД | ЛНБОАКО | СГУЬ |   |
4 | АКЛАУ | ВПЛАТО | ЬАРАКС | РАСАМА |   |
5 | РАИИН | УСИРМП | ЕДЕНЛРБ | СОЕТТР |   |
6 | БУТА | УМИИАЗД | ИДУНИМЗ | АСЛМИ |   |
7 | АРАХС | ЕИДОЛН | ИЮЙР | ДРБНЫЯО |   |
8 | СРУТАН | АЕЕВРН | НУРА | УЗВ |   |
9 | НАБАН | НДЯЫ | НМГОА | ЕОКВСЛ |   |
10 | ТСНИУКП | ЗЗДЕАВ | ЧНЫУЕЙ | АЛПТЕАН |   |
11 | ЕЛННИ | ЛИНАТС | БСКАМИР | АНКОЕ |   |
12 | ТЯРЬОКБ | ЛЬЮИ | РЬНЯБО | ККАМАА |   |
Комбинаторные способности и словарный запас
0-2 Низкий уровень
3-9 Средний уровень
10-12 Высокий уровень
Источник:
|
|