Мотивация учебной деятельности: уровни и типы
разработка Домбровской И.С.
В своем превосходном анализе теории учебной мотивации в отечественной психологии (1) А.С. Герасимова ставит задачу для всех практических психологов по созданию методики, диагностирующей уровень развития мотивации в ее целом. Она видит возможность такой методики в развитии идей А.К. Марковой, которая в свою очередь опирается на идеи Л.И. Божович.
Прежде чем перейти к представлению нашей разработки приведем основные положения упоминаемых ученых. Так Л.И. Божович пишет: ...мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Исследование обнаружило, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. (2). Подчеркнем, что последнее высказывание Л.И. Божович о неразрывности познавательных и социальных мотивов в значительной степени «снимает» гораздо позже возникшее резкое противопоставление внутренних и внешних мотивов, и ставит проблему не только социальной значимости знаний, но и социальности всего совокупного знания.
А.К. Маркова развивает классификацию мотивов учебной деятельности Л.И. Божович следующим образом: «Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
- мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
- узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет...
- социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.» (3).
В своем анализе теории учебной мотивации А.С. Герасимова уточняет, что подвиды, выделенные А.К. Марковой могут пониматься как уровни учебной мотивации по двум основным типам доминирующей мотивации.
И хотя сама А.С. Герасимова видит актуальность создания диагностической методики на основе другой классификации той же А.К. Марковой, нам представляется более первоочередным создание методики типов и уровней мотивации учебной деятельности именно на основе выше описываемой схемы Божович-Марковой.
При создании методической разработки типов и уровней мотивации учебной деятельности нами была позаимствована структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов (4).
Инструкция: «Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:
4 – всегда
3 – почти всегда
2 – иногда
1 – очень редко
0 – никогда
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам.
- Мне нравится узнавать новые факты
- Мне нравится самому искать и находить новые знания
- Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения
- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
- Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне
- Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
- Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью
- Я учусь ради своего будущего
- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере
- Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
- Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений
- Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач
- Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях
- Мне нужно учиться
- Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют
- Я помогаю другим в обучении
- Мне интересно понимать закономерности явлений
- Мне нравится самому объяснять новые факты
- Мне нужны знания для самосовершенствования
- Я учусь, так как этого требуют
- Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими
- Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня
- Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний
- Я стремлюсь быть высокообразованным человеком
- Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности
- Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю
- Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса
Бланк ответов
1 | 7 | 13 | 19 | 25
|
2 | 8 | 14 | 20 | 26
|
3 | 9 | 15 | 21 | 27
|
4 | 10 | 16 | 22 | 28
|
5 | 11 | 17 | 23 | 29
|
6 | 12 | 18 | 24 | 30
|
Обработка полученных данных
По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.
Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.
Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К. Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.
|
Источник:
- Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности, – М.,Воронеж, 1997г
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983
- Рожков М.И. Методика социализированности личности
|
на Главную