Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А
(ТЭИ-2010.А)

Тест предназначен для диагностики уровня развития "эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Большинство распространенных тестов на интеллект имеют "склонность" диагностировать "академический интеллект", то есть общую познавательную способность. При работе со взрослыми, работающими людьми чаще всего бывает нужным изучать именно уровень эффективного интеллекта: в практике профотбора, профподбора.
Тест эффективного интеллекта позволяет оценить один показатель, эффективный интеллект. Тест включает в себя две части. Задания сгруппированы в "Часть А" и "Часть Б" исключительно для удобства восприятия испытуемого. В первой части содержатся задания с выбором ответа. Во второй части - задания с кратким ответом.
Всего в тесте 31 заданий 25 различных видов. Именно разнообразие заданий и обеспечивает надлежащее качество диагностики эффективного интеллекта. Имеются как традиционные для тестов на IQ задания (например "аналогии" или "геометрическое сложение", так и довольно сложные логические задачи ("быки-коровы").
Тест предназначен для профессионального использования. Основное предназначение: профотбор и профподбор. Методика содержит таблицу перевода сырых баллов в стандартную IQ-шкалу, однако следует избегать "прямого" его использования, когда ставятся диагнозы "уровень IQ средний" или "уровень IQ выше среднего" и т.д. в силу абсолютной условности этих градаций в случае диагностики эффективного интеллекта. Для различных возрастов, социальных слоёв населения, профессий нормы должны были бы быть совершенно различными. Поэтому наибольшую пользу можно извлечь из методики только в тех случаях, когда испытуемые сравниваются между собой: например в случае группового тестирования или же в случае, когда психолог постепенно накапливает свой массив данных результатов тестирования, вырабатывает собственную нормативную шкалу.
Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности. Стимульный материал содержит как текстовые, так и графические данные. Поэтому при распечатке следует убедиться в надлежащем качестве стимульного материала. Особое внимание следует уделить заданию, в котором требуется оценить количество точек на картинке.
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. На руки испытуемый получает тестовую тетрадь и бланк ответов. Испытание проводится на время (40 минут на весь тест), поэтому следует обратить внимание на то, чтобы испытуемые не начали отвечать раньше времени. Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развитие интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Через определённое количество времени можно использовать другую форму теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.
Возрастная категория – от 16 и старше.

Требования к проведению: спокойная обстановка, отсутствие возможности списывать, отсутствие возможности пользоваться черновиками и калькулятором. Вообще все промежуточные действия испытуемый должен совершать в уме.

Инструкция. На прохождение данного теста отводится 40 минут. Тест состоит из двух частей. Общее количество заданий: 31. На выполнение первой части работы рекомендуется отвести примерно 15 минут. На выполнение заданий второй части - 25 минут.
Количество заданий в первой части: 12. К каждому заданию дается несколько ответов, из которых только один правильный. Ответы на задания первой части записываются на бланке одной цифрой, обозначающей выбранный вами вариант.
Количество заданий во второй части: 19. Ответы на задания второй части записываются в виде краткого ответа (слова, сочетания слов или числа).
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Все пометки делаются только в бланке ответов! Запрещается использовать черновики и калькуляторы.

Часть А
При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1-А12) поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу.

А1. Какое слово лишнее?
      1) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ   2) ГЛАГОЛ   3) НАРЕЧИЕ   4) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   5) ЛАДОЖСКОЕ

А2. Какое слово в данной таблице встречается чаще других? Любые вспомогательные пометки делать запрещается!

ЖЭГ ДЮС НОТ НОТ НОТ
ФЁЦ ЩИМ ЩИМ ПАЛ НОТ
ФЁЦ ЩИМ ХУЗ ЖЭГ ДЮС
ПАЛ НОТ ХУЗ ДЮС ПАЛ
ХУЗ ФЁЦ ДЮС ПАЛ ФЁЦ
ХУЗ ЩИМ ЖЭГ ДЮС ПАЛ
ДЮС ПАЛ ДЮС ЖЭГ ХУЗ
      1) ФЁЦ   2) ЩИМ   3) ЖЭГ   4) НОТ   5) ДЮС   6) ХУЗ   7) ПАЛ

А3. Представьте, что одна из пяти следующих фигур разбилась. Определите какая.

      1) первая 2) вторая 3) третья 4) четвертая 5) пятая

А4. Что в Российской Федерации является верхней палатой парламента?
      1) Государственная Дума   2) Федеральное Собрание   3) Совет Федерации   4) Общественная палата

А5. В каком году погиб А. С. Пушкин?
      1) 1836   2) 1837   3) 1838   4) 1839   5) 1840  

А6. Одна из представленных фигур отличается от других. Определите какая.

      1) первая 2) вторая 3) третья 4) четвертая 5) пятая

А7. Оцените количество точек на картинке:

      1) меньше 200, 2) в промежутке 201 - 700, 3) в промежутке 701 - 2200, 4) больше 2200

А8. Каково содержание белков в мясе говядины (на 100 грамм)?
      1) 0-6 г.   2) 7-15 г.   3) 16-25 г.   4) 26-40 г.   5) свыше 40 г.

А9. Между словами "механизм" и "шестеренка" существует определенная связь. Для слова "дом" подберите такое слово, чтобы они вместе образовывали аналогичную связь.
      1) садик 2) ограда 3) улица 4) дверь 5) жилец

А10. Стороны треугольника равны 21, 24 и 45 см. Чему равна его площадь в квадратных сантиметрах?
      1) 0-30,   2) 31-90,   3) 91-210,   4) 211-450,   5) больше 450

А11. В одном классе учатся три ученика: Боря, Дима и Сережа. Как-то учительница заподозрила, что один из них подложил ей на стул канцелярскую кнопку. Боря сказал, что он это сделал, а Дима не виноват. Дима сказал, что Боря не виноват, а виноват Сережа. Сережа сказал, что он не виноват, а виноват во всем Боря. Кто виноват? Известно, что один из этой троицы отличник и вообще всегда говорит правду. Другой - двоечник, врет вообще в любом случае. Третий мальчик - очень осторожный, он чередует истину с ложью. Мальчики между собой не ладят, поэтому учительница знает, что кто-то в одиночку совершил пакость.
      1) Боря 2) Дима 3) Сережа 4) Никто из них

А12. Какое слово лишнее?
      1) ИАРК   2) ОХЕКМИ   3) НЕАВ   4) ОКИРАЦ   5) АДШАХАБ

Часть Б
При выполнении заданий этой части в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (Б1-Б19) запишите свой ответ в виде числа, слова или сочетания слов. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Б1. Какое число пропущено в следующей последовательности?
      193 168 143 118 ... 68 43 18 -7 -32

Б2. Какое число пропущено в следующей последовательности?
      -21 -18 -47 -31 ... -44 -99 -57 -125 -70

Б3. Обобщите данные три слова одним общим понятием: ТАХТА   КРОВАТЬ   ШКАФ

Б4. Решите следующую задачу. В бассейн стекает вода из 7 труб. Из первой трубы вода бежит на 7 л./мин. быстрее, чем из второй. Из остальных труб вода бежит с такой же скоростью, как и из второй. С какой скоростью бежит вода из первой трубы, если известно, что бассейн наполняется со скоростью 77 л./мин.?

Б5. Решите следующую задачу. На книжной полке стоят художественные и научно-популярные книги. Известно, что первых в 2 раз больше, чем вторых. При этом также известно, что художественных книг на 18 больше, чем научно-популярных. Сколько всего книг на полке?

Б6. Посчитайте количество букв О в следующей таблице:

Э О Ю Э Ю О Ф Э С Ю О Э Ю Ю С
Ф Э Ф Ю С Ф Э С Э Ф Ф С С Ф С
Э О С Ф Ф О Э С Ю Ю Э С Э О Ф
Ф Ф О О С О Ф С Э С Э Ю Ф Ф Ю
Э Ю Ю Ф Ф Э Ю Ф С Ф Ю Э Э С О
О Ю Э С С Ю С Ю Э Ф О О С Э Ф
Э О С С Ф С С Ф Э Э Э Э Ю О Ю
С О Ф Э Э Э Ф О Ф Э Ф О Э Ю Ю
Ф Ю О Ю Ю О Ю Ф Э Ф С О С О Ю
Э С Ф Э С Ф Ф О О Э О Э О Э О

Б7. До каких букв может добраться колобок?

Б8. Колобок решил попутешествовать. Он сделал:
      4 шага на восток
      1 шаг на восток
      4 шага на восток
      1 шаг на север
      2 шага на юг
      1 шаг на юг
      7 шагов на запад
      6 шагов на юг
      8 шагов на север
      6 шагов на восток
      На каком расстоянии от исходной точки находится колобок?

Б9. Птенец учится летать. Он вылетел из гнезда и пролетел:
      5 метров на юг
      3 метра на запад
      2 метра вверх
      7 метров на восток
      2 метра на север
      2 метра вверх
      2 метра вверх
      4 метра на запад
      3 метра на север
      На каком расстоянии от гнезда находится птенец?

Б10. Курьер на мотоцикле находится в точке А. Какое минимальное время потребуется ему, чтобы объехать все остальные точки? От одного перекрестка до другого он доезжает за одну минуту, а в самих точках не задерживается. Порядок прохождения точек не важен.

Б11. Слово СИНИЙ закодировали и получили РЗМЗИ. Тем же способом закодировали некое слово и получили ЛНПД. Что это за слово?

Б12. Случайно в набираемом тексте оказались пропущенными все символы кроме букв. Определите количество слов в данном кусочке текста:
    НУСКАЗАЛИППОЛИТМАТВЕЕВИЧБОЛЕЕС
    ТРОГОНИМФАТУДЫЕЕВКАЧЕЛЬРАЗВЕТО
    ВАРДАЕТСМУТНОМОЛВИЛГРОБОВОЙМАС
    ТЕР

Б13. Что это за слово, в котором таким образом смогли перепутаться буквы?
         НСИНСА

Б14. Было взято некое число. Это число умножили в 2 раза. Затем от полученного числа отняли 20. И в конце к полученной разнице прибавили 21. В результате получили число 33. Какое число было в самом начале?

Б15. Жили четыре друга. Звали их Альберт, Карл, Дитрих и Фридрих. Фамилии друзей те же, что и имена, только так, что ни у кого из них имя и фамилия не были одинаковыми. Кроме того, фамилия Дитриха не Альберт. Имя же мальчика, у которого фамилия Фридрих, есть фамилия того мальчика, имя которого фамилия Карла. Определите имя и фамилию каждого мальчика.

Б16. Имеется шесть вопросов викторины:
         1) Советский кинорежиссер, кинокомедии "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Светлый путь"
         2) Жидкая лекарственная форма
         3) Товарищ по занятию, делу, службе и т.п
         4) Воспаление эндокарда (обычно сопровождающееся поражением сердечных клапанов)
         5) Высшее научное учреждение или объединение научных учреждений, имеющее своею целью развитие науки или искусства
         6) Аэропорт в Сеуле
         Также к этим вопросам имеются правильные ответы:
         А. Эндокардит
         Б. Кимпо
         В. Микстура
         Г. Сотоварищ
         Д. Академия
         E. Александров
Установите соответствие ответов вопросам. В бланк ответов напишите буквы ответов в том порядке, в каком представлены вопросы, которым соответствуют буквы.

Б17. Через все данные точки следует провести прямые линии. Через одну точку можно провести несколько линий. Какое минимальное количество прямых линий потребуется?

Б18. Кубик A весит 1 кг. Z - 2 кг. P - 3 кг. S - 4 кг. R - 8 кг. Сколько весит кубик U, если известно, что доска находится в равновесии?

Б19. Вася и Петя играют в игру "Быки-коровы". По правилам этой игры Петя загадывает четырёхзначное число. Все четыре цифры этого числа должны быть разными, и первой цифрой может быть ноль. Вася пытается угадать это число. Для этого он говорит Пете своё число. Если, например, Вася угадал одну цифру и при этом угадал её место, то Петя говорит "один бык". Если угадано таким образом две цифры, то получается два быка и т.д. Если Вася угадал только наличие цифры, но не её место, то Петя сообщает "одна корова". Если угадано таким образом две цифры, то получается две коровы и т.д. Обратите внимание, что корова не является быком (равно как и наоборот). И вот в очередном раунде появилась следующая картина:
         Вася: 1890 --- Петя: 0Б 1К
         Вася: 0526 --- Петя: 0Б 3К
         Вася: 5064 --- Петя: 0Б 4К
         Вася: 4605 --- Петя: 2Б 2К
Какое число загадал Петя? Подсказка: в данном случае возможно только одно число.

Бланк ответов А
А1А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12
                     

Бланк ответов Б
Б1____________________________________________________________
Б2____________________________________________________________
Б3____________________________________________________________
Б4____________________________________________________________
Б5____________________________________________________________
Б6____________________________________________________________
Б7____________________________________________________________
Б8____________________________________________________________
Б9____________________________________________________________
Б10____________________________________________________________
Б11____________________________________________________________
Б12____________________________________________________________
Б13____________________________________________________________
Б14____________________________________________________________
Б15____________________________________________________________
Б16____________________________________________________________
Б17____________________________________________________________
Б18____________________________________________________________
Б19____________________________________________________________

Ключи к ответам
Часть А
А1А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12
верно551322434134
баллов121111211213

Часть Б
верно баллов примечание
Б1931
Б2-732
Б3мебель1возможны и другие варианты
Б4172
Б5542
Б6271
Б7Б Г Е1порядок не важен
Б882
Б962
Б10132
Б11МОРЕ2
Б12181
Б13НИССАН1
Б14161
Б15Карл Альберт
Альберт Дитрих
Дитрих Фридрих
Фридрих Карл
3
Б16Е В Г А Д Б 2 за одну ошибку (поменялись местами две буквы) начисляется 1 балл
Б1741
Б1862
Б1964054

Обработка результатов


Ответы проверяются в соответствии с ключом. Обратите внимание, что за некоторые задания даётся 2 и более баллов. Максимально возможное количество сырых баллов: 50.

Таблица перевода сырых баллов в стандартную шкалу IQ
Сырые 0-4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
IQ70 75 79 83 86 88 90 91 92 93 94 95 96 97
Сырые 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
IQ 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 107 109 111 114
Сырые 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45-50
IQ 117 120 123 127 131 137 143 150 158 164 174 185 197 211

Напомним, что шкала IQ построена так, что большинство результатов ложится в диапазон 85-115 баллов. Однако понятие "норма" может сильно варьироваться для разных социальных групп испытуемых.
Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности.

Источник:
  1. Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) URL: http://azps.ru/tests/kit/tei2010_a.html (дата обращения: 22.11.2010).
на Главную