Тест предназначен для диагностики уровня развития "эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Большинство распространенных тестов на интеллект имеют "склонность" диагностировать "академический интеллект", то есть общую познавательную способность. При работе со взрослыми, работающими людьми чаще всего бывает нужным изучать именно уровень эффективного интеллекта: в практике профотбора, профподбора.
Тест эффективного интеллекта позволяет оценить один показатель, эффективный интеллект. Тест включает в себя две части. Задания сгруппированы в "Часть А" и "Часть Б" исключительно для удобства восприятия испытуемого. В первой части содержатся задания с выбором ответа. Во второй части - задания с кратким ответом.
Всего в тесте 31 заданий 25 различных видов. Именно разнообразие заданий и обеспечивает надлежащее качество диагностики эффективного интеллекта. Имеются как традиционные для тестов на IQ задания (например "аналогии" или "геометрическое сложение", так и довольно сложные логические задачи ("быки-коровы").
Тест предназначен для профессионального использования. Основное предназначение: профотбор и профподбор. Методика содержит таблицу перевода сырых баллов в стандартную IQ-шкалу, однако следует избегать "прямого" его использования, когда ставятся диагнозы "уровень IQ средний" или "уровень IQ выше среднего" и т.д. в силу абсолютной условности этих градаций в случае диагностики эффективного интеллекта. Для различных возрастов, социальных слоёв населения, профессий нормы должны были бы быть совершенно различными. Поэтому наибольшую пользу можно извлечь из методики только в тех случаях, когда испытуемые сравниваются между собой: например в случае группового тестирования или же в случае, когда психолог постепенно накапливает свой массив данных результатов тестирования, вырабатывает собственную нормативную шкалу.
Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности.
Стимульный материал содержит как текстовые, так и графические данные. Поэтому при распечатке следует убедиться в надлежащем качестве стимульного материала. Особое внимание следует уделить заданию, в котором требуется оценить количество точек на картинке.
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. На руки испытуемый получает тестовую тетрадь и бланк ответов. Испытание проводится на время (40 минут на весь тест), поэтому следует обратить внимание на то, чтобы испытуемые не начали отвечать раньше времени. Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развитие интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Через определённое количество времени можно использовать другую форму теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.
Возрастная категория – от 16 и старше.
Требования к проведению: спокойная обстановка, отсутствие возможности списывать, отсутствие возможности пользоваться черновиками и калькулятором. Вообще все промежуточные действия испытуемый должен совершать в уме.
Инструкция. На прохождение данного теста отводится 40 минут. Тест состоит из двух частей. Общее количество заданий: 31. На выполнение первой части работы рекомендуется отвести примерно 15 минут. На выполнение заданий второй части - 25 минут.
Количество заданий в первой части: 12. К каждому заданию дается несколько ответов, из которых только один правильный. Ответы на задания первой части записываются на бланке одной цифрой, обозначающей выбранный вами вариант.
Количество заданий во второй части: 19. Ответы на задания второй части записываются в виде краткого ответа (слова, сочетания слов или числа).
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Все пометки делаются только в бланке ответов! Запрещается использовать черновики и калькуляторы.
А1. Какое слово лишнее?
1) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2) ГЛАГОЛ 3) НАРЕЧИЕ 4) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 5) ЛАДОЖСКОЕ
А2. Какое слово в данной таблице встречается чаще других? Любые вспомогательные пометки делать запрещается!
А3. Представьте, что одна из пяти следующих фигур разбилась. Определите какая.
А4. Что в Российской Федерации является верхней палатой парламента?
1) Государственная Дума 2) Федеральное Собрание 3) Совет Федерации 4) Общественная палата
А5. В каком году погиб А. С. Пушкин?
1) 1836 2) 1837 3) 1838 4) 1839 5) 1840
А6. Одна из представленных фигур отличается от других. Определите какая.
А7. Оцените количество точек на картинке:
А8. Каково содержание белков в мясе говядины (на 100 грамм)?
1) 0-6 г. 2) 7-15 г. 3) 16-25 г. 4) 26-40 г. 5) свыше 40 г.
А9. Между словами "механизм" и "шестеренка" существует определенная связь. Для слова "дом" подберите такое слово, чтобы они вместе образовывали аналогичную связь.
1) садик 2) ограда 3) улица 4) дверь 5) жилец
А10. Стороны треугольника равны 21, 24 и 45 см. Чему равна его площадь в квадратных сантиметрах?
1) 0-30, 2) 31-90, 3) 91-210, 4) 211-450, 5) больше 450
А11. В одном классе учатся три ученика: Боря, Дима и Сережа. Как-то учительница заподозрила, что один из них подложил ей на стул канцелярскую кнопку. Боря сказал, что он это сделал, а Дима не виноват. Дима сказал, что Боря не виноват, а виноват Сережа. Сережа сказал, что он не виноват, а виноват во всем Боря.
Кто виноват?
Известно, что один из этой троицы отличник и вообще всегда говорит правду. Другой - двоечник, врет вообще в любом случае. Третий мальчик - очень осторожный, он чередует истину с ложью. Мальчики между собой не ладят, поэтому учительница знает, что кто-то в одиночку совершил пакость.
1) Боря 2) Дима 3) Сережа 4) Никто из них
А12. Какое слово лишнее?
1) ИАРК 2) ОХЕКМИ 3) НЕАВ 4) ОКИРАЦ 5) АДШАХАБ
Б1. Какое число пропущено в следующей последовательности?
193 168 143 118 ... 68 43 18 -7 -32
Б2. Какое число пропущено в следующей последовательности?
-21 -18 -47 -31 ... -44 -99 -57 -125 -70
Б3. Обобщите данные три слова одним общим понятием: ТАХТА КРОВАТЬ ШКАФ
Б4. Решите следующую задачу. В бассейн стекает вода из 7 труб. Из первой трубы вода бежит на 7 л./мин. быстрее, чем из второй. Из остальных труб вода бежит с такой же скоростью, как и из второй. С какой скоростью бежит вода из первой трубы, если известно, что бассейн наполняется со скоростью 77 л./мин.?
Б5. Решите следующую задачу. На книжной полке стоят художественные и научно-популярные книги. Известно, что первых в 2 раз больше, чем вторых. При этом также известно, что художественных книг на 18 больше, чем научно-популярных. Сколько всего книг на полке?
Б6. Посчитайте количество букв О в следующей таблице:
Б7. До каких букв может добраться колобок?
Б9. Птенец учится летать. Он вылетел из гнезда и пролетел:
5 метров на юг
3 метра на запад
2 метра вверх
7 метров на восток
2 метра на север
2 метра вверх
2 метра вверх
4 метра на запад
3 метра на север
На каком расстоянии от гнезда находится птенец?
Б10. Курьер на мотоцикле находится в точке А. Какое минимальное время потребуется ему, чтобы объехать все остальные точки? От одного перекрестка до другого он доезжает за одну минуту, а в самих точках не задерживается. Порядок прохождения точек не важен.
Б11. Слово СИНИЙ закодировали и получили РЗМЗИ. Тем же способом закодировали некое слово и получили ЛНПД. Что это за слово?
Б12. Случайно в набираемом тексте оказались пропущенными все символы кроме букв. Определите количество слов в данном кусочке текста:
НУСКАЗАЛИППОЛИТМАТВЕЕВИЧБОЛЕЕС
ТРОГОНИМФАТУДЫЕЕВКАЧЕЛЬРАЗВЕТО
ВАРДАЕТСМУТНОМОЛВИЛГРОБОВОЙМАС
ТЕР
Б13. Что это за слово, в котором таким образом смогли перепутаться буквы?
НСИНСА
Б14. Было взято некое число. Это число умножили в 2 раза. Затем от полученного числа отняли 20. И в конце к полученной разнице прибавили 21. В результате получили число 33. Какое число было в самом начале?
Б15. Жили четыре друга. Звали их Альберт, Карл, Дитрих и Фридрих. Фамилии друзей те же, что и имена, только так, что ни у кого из них имя и фамилия не были одинаковыми. Кроме того, фамилия Дитриха не Альберт. Имя же мальчика, у которого фамилия Фридрих, есть фамилия того мальчика, имя которого фамилия Карла. Определите имя и фамилию каждого мальчика.
Б16. Имеется шесть вопросов викторины:
1) Советский кинорежиссер, кинокомедии "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Светлый путь"
2) Жидкая лекарственная форма
3) Товарищ по занятию, делу, службе и т.п
4) Воспаление эндокарда (обычно сопровождающееся поражением сердечных клапанов)
5) Высшее научное учреждение или объединение научных учреждений, имеющее своею целью развитие науки или искусства
6) Аэропорт в Сеуле
Также к этим вопросам имеются правильные ответы:
А. Эндокардит
Б. Кимпо
В. Микстура
Г. Сотоварищ
Д. Академия
E. Александров
Установите соответствие ответов вопросам. В бланк ответов напишите буквы ответов в том порядке, в каком представлены вопросы, которым соответствуют буквы.
Б17. Через все данные точки следует провести прямые линии. Через одну точку можно провести несколько линий. Какое минимальное количество прямых линий потребуется?
Б18. Кубик A весит 1 кг. Z - 2 кг. P - 3 кг. S - 4 кг. R - 8 кг. Сколько весит кубик U, если известно, что доска находится в равновесии?
Б19. Вася и Петя играют в игру "Быки-коровы". По правилам этой игры Петя загадывает четырёхзначное число. Все четыре цифры этого числа должны быть разными, и первой цифрой может быть ноль. Вася пытается угадать это число. Для этого он говорит Пете своё число. Если, например, Вася угадал одну цифру и при этом угадал её место, то Петя говорит "один бык". Если угадано таким образом две цифры, то получается два быка и т.д. Если Вася угадал только наличие цифры, но не её место, то Петя сообщает "одна корова". Если угадано таким образом две цифры, то получается две коровы и т.д. Обратите внимание, что корова не является быком (равно как и наоборот). И вот в очередном раунде появилась следующая картина:
Вася: 1890 --- Петя: 0Б 1К
Вася: 0526 --- Петя: 0Б 3К
Вася: 5064 --- Петя: 0Б 4К
Вася: 4605 --- Петя: 2Б 2К
Какое число загадал Петя? Подсказка: в данном случае возможно только одно число.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 |
Б1 | ____________________________________________________________ |
Б2 | ____________________________________________________________ |
Б3 | ____________________________________________________________ |
Б4 | ____________________________________________________________ |
Б5 | ____________________________________________________________ |
Б6 | ____________________________________________________________ |
Б7 | ____________________________________________________________ |
Б8 | ____________________________________________________________ |
Б9 | ____________________________________________________________ |
Б10 | ____________________________________________________________ |
Б11 | ____________________________________________________________ |
Б12 | ____________________________________________________________ |
Б13 | ____________________________________________________________ |
Б14 | ____________________________________________________________ |
Б15 | ____________________________________________________________ |
Б16 | ____________________________________________________________ |
Б17 | ____________________________________________________________ |
Б18 | ____________________________________________________________ |
Б19 | ____________________________________________________________ |
№ | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 |
верно | 5 | 5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 |
баллов | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Часть Б
№ | верно | баллов | примечание |
Б1 | 93 | 1 | |
Б2 | -73 | 2 | |
Б3 | мебель | 1 | возможны и другие варианты |
Б4 | 17 | 2 | |
Б5 | 54 | 2 | |
Б6 | 27 | 1 | |
Б7 | Б Г Е | 1 | порядок не важен |
Б8 | 8 | 2 | |
Б9 | 6 | 2 | |
Б10 | 13 | 2 | |
Б11 | МОРЕ | 2 | |
Б12 | 18 | 1 | |
Б13 | НИССАН | 1 | |
Б14 | 16 | 1 | |
Б15 | Карл Альберт Альберт Дитрих Дитрих Фридрих Фридрих Карл | 3 | |
Б16 | Е В Г А Д Б | 2 | за одну ошибку (поменялись местами две буквы) начисляется 1 балл |
Б17 | 4 | 1 | |
Б18 | 6 | 2 | |
Б19 | 6405 | 4 |
Обработка результатов
Сырые | 0-4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
IQ | 70 | 75 | 79 | 83 | 86 | 88 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Сырые | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
IQ | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 107 | 109 | 111 | 114 |
Сырые | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45-50 |
IQ | 117 | 120 | 123 | 127 | 131 | 137 | 143 | 150 | 158 | 164 | 174 | 185 | 197 | 211 |
Источник:
|
|