Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:
Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися
II. Интересы
1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?
2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?
3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?
4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?
III. Склонности
1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?
2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?
3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?
4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?
IV. Способности
1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?
2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?
3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?
4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?
5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?
6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?
V. Личные качества
1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?
2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?
3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?
4. Занимается ли самовоспитанием?
5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?
VI. Готовность к выбору профессионального пути
1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?
2. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?
3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?
4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?
VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути
1. Литература для чтения.
2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.
3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.
4. Встреча со специалистом.
5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.
6. Дата первичной профконсультации.
Источник:
|
|