Диагностика структуры сигнальных систем
Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова
Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.
У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.
Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения.
Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).
Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Таким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельность, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.
В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов.
На основе этих теоретических положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.
Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы.
- Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?
- У Вас есть тяга к рисованию?
- Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
- Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?
- Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
- У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
- Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?
- Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?
- Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
- При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
- Вы обладаете литературными способностями?
- Вам нравится абстрактная живопись?
- Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
- Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
- Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
- Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
- У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
- Вас считают хорошим рассказчиком?
- Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
- Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?
- Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
- Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?
- Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
- Вы свободно владеете языком знаков, формул?
- Вы пишете стихи?
- Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?
- Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
- Вас называют «мастер - золотые руки»?
- Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
- Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
- Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?
- Вам нравится выступать перед аудиторий?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?
- Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
- Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
- Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?
- Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
- Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
- Вы владеете иностранными языками?
- Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
- Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
- Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?
- Вам нравится придумывать образные метафоры?
- Вас часто можно застать за рисованием?
- Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?
- Вы много времени уделяете стихосложению?
- Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?
- Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?
- Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
- Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?
- Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
- Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
- Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
- Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
- Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
- Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?
Бланк ответов
| сумма
|
1 |   | 8 |   | 15 |   | 22 |   | 29 |   | 36 |   | 43 |   | 50 |   |  
|
2 |   | 9 |   | 16 |   | 23 |   | 30 |   | 37 |   | 44 |   | 51 |   |  
|
3 |   | 10 |   | 17 |   | 24 |   | 31 |   | 38 |   | 45 |   | 52 |   |  
|
4 |   | 11 |   | 18 |   | 25 |   | 32 |   | 39 |   | 46 |   | 53 |   |  
|
5 |   | 12 |   | 19 |   | 26 |   | 33 |   | 40 |   | 47 |   | 54 |   |  
|
6 |   | 13 |   | 20 |   | 27 |   | 34 |   | 41 |   | 48 |   | 55 |   |  
|
7 |   | 14 |   | 21 |   | 28 |   | 35 |   | 42 |   | 49 |   | 56 |   |  
|
Обработка и интерпретация результатов
Анализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.
Значение шкал:
1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.
2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.
3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.
5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.
6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.
7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.
Результаты диагностики можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается количество баллов, полученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются (см. рис.).
В результате на графике хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей.
По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
Уточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.
Рис. Графическое представление полученных данных
|
Источник:
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. (с. 138 - 144)
|
на Главную