«Профессиональные намерения»

В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в последующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и мела четкие профессиональные представления которые во многом определяют успешность выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональные намерения связаны с престижем профессии, который часто находится в обратном отношении к ее массовости. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием учащимися требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению.
В процессе профессионального обучения намерения учащихся работать в дальнейшем по выбранной специальности могут измениться. Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.
Намерение - сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.
Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.

Инструкция: Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.

Текст опросника
  1. Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
    а) продолжить обучение в вузе;
    б) поступить в техникум;
    в) поступить в колледж;
    г) работать;
    д) работать и учиться в вузе или техникуме;
    е) не определился.
  2. Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя?
    а) рабочего;
    б) инженера;
    в) преподавателя;
    г) юриста;
    д) другой вариант (впишите в бланк).
  3. Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
  4. Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
  5. Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
    а) представляю хорошо;
    б) имею некоторое представление;
    в) не представляю
  6. Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
    а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;
    б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;
    в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии;
    г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности.
  7. Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:
    а) в процессе учебной деятельности?
    б) на семинарах, факультативных занятиях?
    в) во время самостоятельной работы?
    г) не выявил проявления.
  8. Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?
    а) да;
    б) нет.
  9. Где и что Вы читали о выбранной профессии?
    а) в художественной литературе;
    б) в научно-популярной литературе;
    в) в специальной литературе;
    г) другой вариант (впишите в бланк).
  10. С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
    а) с родителями;
    б) со сверстниками;
    в) с преподавателями;
    г) ни с кем.
  11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?
    а) да, имеются;
    б) нет;
    в) не знаю;
    г) назовите 2-3 родственные профессии.
  12. В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?
    а) в 7-м классе;
    б) в 8-м классе;
    в) в 9-м классе;
    г) в 10-м классе;
    д) в 11-м классе.
  13. Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?
    а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо;
    б) плохая информированность о профессиях;
    в) неуверенность в себе, низкая самооценка;
    г) неуспех в выполнении многих дел;
    д) другие причины (впишите в бланк).
  14. Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?
    а) да;
    б) нет.
  15. Кто в наибольшей степени повлиял на Ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов.
    а) родители;
    б) учителя;
    в) сверстники;
    г) другой ответ (впишите в бланк).
  16. Что для Вас было наиболее важным при выборе профессии?
    а) желание принести пользу обществу;
    б) представление о высоком социальном статусе профессии;
    в) возможность хорошо заработать;
    г) интерес, творчество в работе;
    д) соответствие работы личным возможностям.
  17. Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно:
    а) получить профессиональную подготовку в вузе;
    б) окончить техникум;
    в) окончить колледж;
    г) попробовать себя в выбранной профессии.
  18. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?
    а) часто;
    б) изредко;
    в) очень редко;
    г) не рассказывают.
  19. Как Вы предпочитаете работать?
    а) индивидуально;
    б) коллективно.
  20. В процессе профессиональной деятельности что Вам больше нравиться?
    а) быть исполнителем;
    б) быть организатором;
    в) руководить.
  21. На каких предметных факультативах Вы бы хотели заниматься? Ответ впишите в бланк ответов.
  22. Какая область знаний увлекает Вас в большей степени?:
    а) о природе;
    б) об искусстве;
    в) о технике;
    г) о человеке;
    д) об экономике.

Бланк ответов
Варианты ответов
1.а б в г д е
2.а б в г
д ______________________________________________
3.а ______________________________________________
б ______________________________________________
в ______________________________________________
г ______________________________________________
д ______________________________________________
4. а ______________________________________________
б ______________________________________________
в ______________________________________________
г ______________________________________________
д ______________________________________________
5. а б в
6. а б в г
7. а б в г
8. а б
9. а б в
г ______________________________________________
10. а б в г
11. а б в
г ______________________________________________
12. а б в г д
е ______________________________________________
13. а б в г
д ______________________________________________
14. а б
15. а б в
г ______________________________________________
16. а б в г д
17. а б в г
18. а б в г
19. а б
20. а б в
21. а ______________________________________________
б ______________________________________________
в ______________________________________________
22. а б в г д

Обработка и интерпретация результатов


Все вопросы группируются по пяти ниправлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них. В качественный анализ включаются:
1. Жизненные планы испытуемых (вопросы 1, 2, 6 (в, г), 12, 13, 16, 17, 20, 22).
2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2, 9, 11, 12, 19, 20, 21, 22)
3. Знания о профессии (вопросы 3, 4, 5, 6 (а, г), 11, 12, 17, 21, 22)
4. Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4, 7, 9, 11, 12, 13, 21)
5. Эффективность профориентационной работы (вопросы 6 (б,в), 8, 9, 10, 12, 13 (б), 14, 15, 18, 22)
На основе полученных результатов устанавливается обоснованность профессиональных намерений с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.


Источник:
  1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с. (с. 107-112)