Цепной ассоциативный тест

Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса проигрывания содержания сознания и подсознания субъекта так именуемый «поток подсознания». Этим способом охотно пользуются спецы по психоанализу. В персональной беседе со своими пациентами они предлагают им в расслабленном состоянии с отсутствием либо пониженным самоконтролем гласить все, что им вздумается, т.е. предлагают им «выговориться». Позже этот речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень понимания, вербализации. Для большего удобства и надежности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В итоге выходит цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых соединяются воединыжды в определенные семантические группы, либо семантические гнезда. Размер и количество семантических гнезд при всем этом может быть различным, что и определяет личные особенности. В одном гнезде может быть от 1-го слова до нескольких и даже до всех слов цепочки: к примеру, в цепочке «песня, радостная, глас, прекрасный, металл, золото, серебро, поблескивает, весна, цветочки, аромат» выделяются три семантических гнезда по 3-4 слова в каждом. Эти гнезда в согласовании с их содержанием подводят под более общую категорию – заглавие. В данном примере это могут быть наименования «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по заглавиям и маленьким размерам семантических гнезд данный испытуемый не испытывает особенных тревог и каких-то беспокойств, потому психотерапевт ограничивается обыкновенной беседой. Если же размеры гнезда становятся большими – 10-15 слов, а наименования отражают противные чувственные действия, к примеру, ужас ограбления либо болезненное состояние, задачей психотерапевта становится разработка конструктивных мер по выводу его пациента из тягостного состояния.

Испытуемые занимают комфортную позицию и по указанию экспериментатора приступают к выполнению задания. Лучше повторить опыт пару раз для сопоставления приобретенных результатов.

Инструкция В течение одной минутки записывайте любые слова, приходящие вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!

Обработка результатов и интерпретация
  1. Найти длину ассоциативного ряда, зачем подсчитать количество слов, записанных за 1 мин.
  2. Найти структуру ассоциативного ряда, зачем подсчитать поначалу число семантических гнезд при помощи логической соотнесенности рядом расположенных слов меж собой.
  3. Найти средний размер семантических гнезд, разделив количество слов во всей цепочке на количество гнезд.
  4. Дать наименования самым большим семантическим гнездам.
  5. Найти средний размер ассоциативной цепочки при нескольких опытах, среднее количество семантических гнезд, их средний размер и более нередкие наименования.
Результаты исследования цепного ассоциативного опыта
Номер опыта Длина цепочки Количество гнезд Размер гнезда Наименования гнезд
1...        
2...        
Всего,
средний
       

Бессчетные опыты проявили, что для здорового активного человека, отлично знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19-21 слово. При заниженных показателях, к примеру 10 слов за минуту, можно полагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванную различными причинами: вялостью, нехорошим познанием языка, ригидностью мышления. Завышенные характеристики (35-40 слов за минуту) свидетельствуют о лишней подвижности речемыслительных процессов, предпосылкой которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, чувственная возбужденность. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует направить внимание на то, что нормой считается образование 3-4 гнезд за 1 мин со средним размером в 5-6 слов в гнезде. Повышение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и оборотный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением либо торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.


Источник:
  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гербачевский и др. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. (с. 182-183)