Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса проигрывания содержания сознания и подсознания субъекта так именуемый «поток подсознания». Этим способом охотно пользуются спецы по психоанализу. В персональной беседе со своими пациентами они предлагают им в расслабленном состоянии с отсутствием либо пониженным самоконтролем гласить все, что им вздумается, т.е. предлагают им «выговориться». Позже этот речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень понимания, вербализации. Для большего удобства и надежности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В итоге выходит цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых соединяются воединыжды в определенные семантические группы, либо семантические гнезда. Размер и количество семантических гнезд при всем этом может быть различным, что и определяет личные особенности. В одном гнезде может быть от 1-го слова до нескольких и даже до всех слов цепочки: к примеру, в цепочке «песня, радостная, глас, прекрасный, металл, золото, серебро, поблескивает, весна, цветочки, аромат» выделяются три семантических гнезда по 3-4 слова в каждом. Эти гнезда в согласовании с их содержанием подводят под более общую категорию – заглавие. В данном примере это могут быть наименования «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по заглавиям и маленьким размерам семантических гнезд данный испытуемый не испытывает особенных тревог и каких-то беспокойств, потому психотерапевт ограничивается обыкновенной беседой. Если же размеры гнезда становятся большими – 10-15 слов, а наименования отражают противные чувственные действия, к примеру, ужас ограбления либо болезненное состояние, задачей психотерапевта становится разработка конструктивных мер по выводу его пациента из тягостного состояния.
Испытуемые занимают комфортную позицию и по указанию экспериментатора приступают к выполнению задания. Лучше повторить опыт пару раз для сопоставления приобретенных результатов.
Инструкция В течение одной минутки записывайте любые слова, приходящие вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!
Номер опыта | Длина цепочки | Количество гнезд | Размер гнезда | Наименования гнезд |
1... | ||||
2... | ||||
Всего, средний |
Бессчетные опыты проявили, что для здорового активного человека, отлично знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19-21 слово. При заниженных показателях, к примеру 10 слов за минуту, можно полагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванную различными причинами: вялостью, нехорошим познанием языка, ригидностью мышления. Завышенные характеристики (35-40 слов за минуту) свидетельствуют о лишней подвижности речемыслительных процессов, предпосылкой которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, чувственная возбужденность. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует направить внимание на то, что нормой считается образование 3-4 гнезд за 1 мин со средним размером в 5-6 слов в гнезде. Повышение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и оборотный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением либо торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.
Источник:
|
|