Исследование продуктивности памяти

Процедура исследования включает в себя четыре теста. Цель: изучить особенности кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест 1 - 40 секунд, тест 2 - 40 секунд, тест 3 - 10 секунд, тест 4 - 1 минута) запомнить соответствующий материал. Для 1 теста - слова с их цифровыми обозначениями, для 2 теста - цифры с их цифровыми обозначениями, для 3 теста - фигуры, для 4 теста нужно запомнить выделенные жирным шрифтом пронумерованные позиции и воспроизвести их, соблюдая также указанную в тексте последовательность.
После выполнения каждого из четырех тестов важно делать небольшую паузу.

Тест 1
1. украинец
2. экономика
3. каша
4. татуировка
5. нейрон
6. любовь
7. ножницы
8. совесть
9. глина
10. словарь
11. масло
12. бумага
13. пирожное
14. логика
15. стандарт
16. глагол
17. прорыв
18. дезертир
19. свеча
20. вишня

Тест 2
1
2
3
4
5
3
1
8
5
4

Тест 3

Тест 4
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой - айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). "Спустить шлюпки!" - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только на половину пассажиров. "Женщины и дети - к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!" (4) - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6). И вдруг по сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8). Послышался негромкий сухой щелчок - это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.

Обработка результатов и интерпретация
Продуктивность запоминания
воспоизводимых слов
=
  количество правильно воспроизведенных слов x 100  
20
Продуктивность запоминания
воспоизводимых цифр
=
  количество правильно воспроизведенных цифр x 100  
10
Продуктивность запоминания
фигур
=
  количество правильно воспроизведенных фигур x 100  
10
Продуктивность запоминания
мыслей
=
  количество правильно воспроизведенных мыслей x 100  
10
Интегральный показатель
продуктивности памяти
=
  сумма результатов по четырем тестам  
4

Долговременная память проверяется через неделю (без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов). Если результат "хороший" - значит долговременная память хорошая.


Источник:
  1. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92с. (с. 50-52)