«Четвертый лишний»

Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.
Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета.

Инструкция. внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.
Учитывается время и точность. На примере 1 карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция.

Обработка результатов и интерпретация

Оценка: А=В+Т, где В – оценка успешности, Т – оценка времени.

    B Время (с) T  
I карта 1. бурав
2. шуруп
3. пила
4. топор
1
9
1
5
6
6-60
6-120
120
+1
0
-1
-2
А1=В1+Т1
II карта 1. карандаш
2. авторучка
3. ученич. перо
4. тетрадь
1
1
5
9
3
3-40
40-60
60
+1
0
-1
-2
А2=В2+Т2
III карта 1. часы
2. очки
3. весы
4. термометр
1
9
1
1
3
3-40
40-60
60
+1
0
-1
-2
А3=В3+Т3
IV карта 1. шкаф
2. кровать
3. комод
4. этажерка
1
9
1
5
3
3-40
40-60
60
+1
0
-1
-2
А4=В4+Т4
V карта 1. пуговица
2. катушка
3. пряжа
4. крючок
1
9
1
1
3
3-40
40-60
60
+1
0
-1
-2
А5=В5+Т5

Общая оценка в баллах складывается из оценок показателей успешности по всем картам, кроме А1, которая рассматривается как тренировочный этап.

А = А2 + А3 + А4 + А5

В зависимости от полученных баллов уровень развития мышления оценивается как: средний -20-36 баллов, выше среднего -37-40 баллов, ниже среднего 20 баллов


Источник:
  • http://psylist.net/praktikum/hetli.htm