Тест предназначен для оценки развития приемов запоминания.
Для запоминания предлагается ряд из 20 слов (10 конкретных и 10 абстрактных, имеющих одинаковое число слогов. Слова в ряду чередуются в случайном порядке): Мячик, жалость, палка, трамвай, шепот, вражда, пенал, кошка, свежесть, вызов, счастье, дата, кролик, месяц, правда, печаль, шапка, морковь, ветер, радость.
Этот ряд слов предъявляется ребенку для заучивания всего 8 раз. Испытуемый читает медленно вслух слова предложенного ряда. После каждого предъявления ребенок повторяет те слова, которые запомнил, в любом порядке. Слова предъявляются зрительно, в печатном виде. После окончания всех проб испытуемого спрашивают о том, как он запоминал и вспоминал слова.
Подсчитывается количество слов, воспроизведенных после 1-го и 8-го предъявлений
| 1-е предъявление | 8-е предъявление | |
| для школьников 8-9 лет | 4,7 | 12,6 слов |
| для школьников 11-12 лет | 6,8 | 16,0 слов |
| для школьников 14-15 лет | 8,1 | 17,5 слов |
Качественный анализ деятельности запоминания. Специальные приемы произвольного запоминания на словесном материале обнаруживаются уже у части наиболее развитых школьников 8-9 лет. Большинство же детей этого возраста при заучивании слов пользуются лишь способом механического повторения их «про себя» или вслух. С возрастом школьники стихийно все больше овладевают различными приемами запоминания, и к 14-15 годам смысловое запоминание словесного материала становится нормой. Однако уровень овладения этими приемами различает учеников разной степени интеллектуального развития в любом возрасте. Другой закономерностью стихийного развития приемов запоминания у школьников является первоначальное формирование этих приемов в деятельности припоминания, когда они используются неосознанно и только для того, чтобы облегчить процесс воспоминания, например как у второклассников. У пятиклассников уже осознанно эти приемы используются непосредственно при запоминании.
Низкий уровень развития. Нет приемов запоминания и припоминания. Школьники механически и пассивно воспроизводят слова предъявленного ряда так, как они непосредственно им запомнились.
Средний уровень. При запоминании механическое повторение слов «про себя» или вслух. Припоминание также включает механические приемы.
Высокий уровень. Неосознанно используют в процессе припоминания приемы группировки словесного материала.
Хороший уровень. При запоминании «трудных слой» (абстрактных) используются приемы формальной группировки, чаще всего:
Средний уровень. Запоминание слов включает механические приемы. Припоминание у всех осознанно связано с использованием каких-либо приемов группировки.
Высокий уровень. Использование при запоминании осознанных приемов логической группировки в сочетании с группировкой слов по сходству звучания.
Низкий уровень. Использование механических приемов запоминания и припоминания.
Средний уровень. Использование приемов смысловой группировки. Все слова разделяются на две группы: вещи и качества — свойства (конкретные и абстрактные слова) . Приемы смыслового запоминания недостаточно устойчивы, часто обращение к механическим приемам.
Хороший уровень. Использование в равной степени группировок по звучанию и по смыслу.
Высокий уровень. Устойчивые и эффективные приемы смыслового запоминания и припоминания:
Источник:
|
|
|