Инструкция: Сейчас я расскажу тебе несколько историй. Ты внимательно их послушай. В конце каждой истории будет вопрос, на который тебе нужно ответить. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай то, что первым приходит в голову.
Сказка | Ответ | Поведение | Категории |
Ягненок | прогонит маленького и сам будет с мамой | враждебное | ревность (борьба с сиблингом за внимание матери) |
Проводы | средний мальчик | враждебное | агрессия к сиблингу или аутоагрессия |
Песочный домик | подарит ей | просоциальное | готовность делиться |
Прогулка | она была удивлена, что у нее есть еще одна сестра | враждебное | ревность |
Дурной сон | пошли гулять, она потерялась, и ее никто не нашел. Она осталась одна | враждебное | ревность |
ПРОВОДЫ
ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК
ПРОГУЛКА
ДУРНОЙ СОН
название сказки | цель | просоциальное поведение | враждебное поведение | ||
варианты высказываний | к какой категории просоциального поведения относятся | варианты высказываний | к какой категории враждебного поведения относятся | ||
Ягненок | выявление взаимоотношений с сиблингом | "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Будет есть больше травки"; "Согласится"; "Уступит"; "Потерпит"; "Сам не будет пить и отдаст младшему". | готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе. | "Будут пить пополам" | невербальная угроза сиблингу |
"Послушается маму"; "Смирится"; "Как мама сказала, так и сделает"; "Согласится с мамой"; "Должен уступить младшему"; "Будет есть травку, так как молока ему негде взять, он уже большой" | положительное подчинение родителям | "Обидится и не будет есть"; "Обидится и уйдет из дома", "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока"; "Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему"; "Будет идти за ними и просить молока". | Ревность (борьба с сиблингом за внимание матери) Обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует от другого поделиться с ним. | ||
Проводы | выявление отношения к агрессивности, разрушительности, а также чувства вины и самобичевания | "Не знаю"; " Кто-то из них"; "Неизвестно кто"; "Никто"; "Человек, не являющийся членом семьи"; "Человек, который был очень болен"; "Животное". | категории не выделяются | "Мальчик (девочка)"; "Младший (старший) ребенок"; "Я". | агрессия к сиблингу; аутоагрессия Вывод делается на сапоставления ответов и старшинсктва детей. Пол может быть изменен. |
Примечание. При анализе высказываний очень важно учитывать реальный состав семьи, с кем живет ребенок, кто часто к нему приезжает, а также реально произошедшие поездки на поезде. Если назывались папа, дядя, тетя, дедушка, бабушка и дальние родственники, мы считали категорию просоциальной. Если назывались дети - враждебной. | |||||
Песочный домик | выявление взаимоотношений с сиблингом | "Подарит"; "Немножко поиграет, потом подарит сестре"; "Поделит его с сестрой"; "Отдаст сестре половину". | готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе. | "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый"; "Никому его не отдаст"; "Почему он должен отдавать домик сестре?"; "Откажется подарить домик". | нежелание делиться с сиблингом Не дает предмет добровольно или по просьбе; не позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе. |
"Будут играть вместе"; "Будут играть по очереди"; "Поможет сестре построить такой же домик"; "Предложет поселиться рядом или построить новый домик"; "Достроит домик для сестры". | сотрудничество / помощь Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка. | ||||
Прогулка | выявление конкуренции с сиблингом по отношению к родителям | "Пока они отсутствовали, разбилось стекло"; "Грусное, потому что пока они отсутствовали ей принесли плохую новость"; "Расстроенное, так как ее что-то огорчило"; "Веселое, потому что ее кто-то рассмешил"; "Она улыбалась, потому что покрасила волосы". | категории не выделяются | "Она стала некрасивой"; "у нее озабоченное лицо, потому что брат проснулся во время прогулки и у него поднялась температура"; "Она раздражена, потому что тоже хотела пойти на прогулку, но сестра была против"; "Она плакала так как ее не прегласили на прогулку"; "Она обиделась, потому что ее не взяли"; "Она завидовала (разгневанная, хмурая, рассерженная, злая, разочарованная, растроенная)"; "Удивленная, что они так рано вернулись"; "Грустная так как осталась одна". | ревность (борьба с сиблингом за внимание родителей) обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует другого поделиться с ним. |
"У нее довольное лицо, потому что они вернулись домой"; "У нее было сердитое лицо, потому что их долго не было и она беспокоилась"; "Обрадовалась, потому что ей было страшно одной"; "Радостное, потому что они вернулись и она рада их видеть"; "Расстроенное, так как она уходила по своим делам и не смогла с ними пойти". | поддержка / утешение / привязанность к сиблингу. Словестное или физическое утешение, когда сиблинга что-то тревожит, сочувствие; положительный физический контакт, крепкие объятия, поцелуи, хватание за руки, поглаживание. | ||||
"Радостное, потому что они ей принесли что-то из леса (цветы)". | сотрудничество / помощь. Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка. | ||||
Дурной сон | контроль за всеми предыдущими тестами, выявление взаимосвязи ответов. Выявление страха, тревожности, невысказанных мыслей и желаний. | "Я не знаю"; "Ничего на ум не приходит"; "Ей приснился страшный сон"; "Папа не получил зарплату"; "Родители вернулись раньше чем обещали". | категории не выделяются | любое выражение тревожности или беспокойства | категории не выделяются. |
ПТЕНЕЦ
ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ
СТРАХ
СЛОНЕНОК
ПРОГУЛКА
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999.
2. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во ВИЦЕНУМ, 1978.
3. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ: Флинта, 2000.
4. Махортова Г.Х. Расскажи сказку. Методика исследования детского самосознания. М.: Генезис, 1997.
5. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, 2000.
6. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень: Скорпион.
7. Abramovitch R., Corter C., Lando B. Sibling Interaction in the Home. Child Development. Chicago. 1979. Vol. 50. № 4. P. 997-1003.
Источник:
|
|