Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 3).
Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.). [5, с. 85]
Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
+ | цвет | - |
любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение | красный | агрессия, ненависть, опасность. |
разум, дисциплина, порядок, верность | синий | безумие, иррациональность |
открытость, активность, свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред |
зрелость личности, радость, энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны |
витальное начало, рост, надежда | зеленый | яд, болезнь, незрелость |
равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия |
материнство, плодородие, земля | коричневый | грязь, гной, кал |
достоинство, торжественность | черный | смерть, траур, грех |
чистота, гармония | белый | привидение, траур |
|
Пример
Литература:
1. Куттер П.: Современный психоанализ. СПб, 1997
2. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
3. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4
4. Лосева В.К.: Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М.: М.А.П.О., 1995
5. Обухов Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., "Эйдос" 1997
6. Обухов Я.Л.: Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний, "Школа здоровья", 1997, 3, с. 43-61
7. Семаго Н.Я.: О границах интерпретации проективных рисуночных тестов, Школьный психолог, 1997, № 1
8. Bьchele-Karrer B. Et al.: Vergleichende Untersuchungen zwischen Dreibaum- und anderen projektiven Tests. Praxis Kinderpsychol., 23, 166, 1974.
9. Corboz R.J.: Le dessin des trois arbres. Lisboa Crianca Portuguesa XXI; 349, 1963.
10. Corboz R.J., Gnos, P.U.: Der Dreibaumtest in der Volksschule. Acta paedopsychiat. 46 (1980) 83-92.
11. Klessmann E.: Das Katathymes Bilderleben als Spiegel gestцrter Familienbeziehungen bei Kindern und Jugendlichen. In Leuner, H.: Katathymes Bilderleben - Ergebnisse in Theorie und Praxis, 3. Aufl. Huber, Bern 1990
12. Klessmann E., Eibach H. Wo die Seele wohnt : das imaginдre Haus als Spiegel menschlicher Erfahrungen und Entwicklungen, Huber, Bern, Gцttingen, Toronto 1. Aufl.1993.
13. Kutter P.: Der Basiskonflikt der Psychosomatose und seine therapeutischen Implikationen. Jahrbuch Psychoanalyse 13 : 93 - 114 (1981)
14. Kutter P.: Moderne Psychoanalyse: eine Einfьhrung in die Psychologie unbewuЯter Prozesse. - 2. Aufl. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1992
15. Leuner H. Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994.
16. Leuner H., Horn G., Klessmann E. Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen, 3. Aufl. Reinhardt, Mьnchen 1990.
Источник: