Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4). |
Младший школьный возраст
От подросткового до взрослого возраста
Когнитивные проблемы
Критерии оценки уровня умственного развития
Возраст | Баллы |
3;6 - 4;0 4;1 - 5;0 5;1 - 6;0 6;1 - 7;0 7;1 - 8;0 8;1 - 9;0 9;1 - 10;0 10;1 - 11;0 11;1 - 13;0 13;1 | 4 - 13 8 - 17 14 - 22 18 - 25 20 - 26 22 - 27 23 - 28 24 - 30 25 - 30 26 - 30 |
Умственная отсталость
Нарушение обучаемости; Органическое поражение мозга
Эмоциональные особенности
Регулятор психомоторного тонуса
Тревога, Тревожность, Страхи
Депрессия, Снижение настроения
Сфера общения интровертность
Экстравертированность
Демонстративность
Отказ от общения, отстраненность
Сфера социальных отношений
Агрессивность
Негативизм
Асоциальность
Антисоциальность
Избегуние сексуальной тематики
Источник:
|
|