Методика определения основных мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков)

Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.
Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.

Инструкция: В предложенном Вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:
«Да» - 5 баллов;
«Скорее да, чем нет» - 4 балла;
«Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;
«Скорее нет, чем да» - 2 балла;
«Нет» - 1 балл.
Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.

Бланк для ответов

суждения да скорее да,
чем нет
затрудняюсь
ответить
скорее нет,
чем да
нет
1 Позволяет приносить пользу нашему обществу.          
2 Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле.          
3 Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах.          
4 Позволяет совершенствовать свой духовный мир.          
5 Позволяет ощущать радость труда.          
6 Способствует осознанию красоты труда.          
7 Позволяет использовать все свои способности.          
8 Позволяет постоянно самосовершенствоваться.          
9 Дает большие возможности для творчества.          
10 Позволяет быть оригинальным в работе.          
11 Требует большого умственного напряжения.          
12 Требует большого физического напряжения.          
13 Хорошо оплачивается.          
14 Обеспечивает стабильное будущее.          
15 Ценится среди друзей и знакомых.          
16 Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост.          
17 Дает возможность работать в городе.          
18 Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе.          

Обработка данных

Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.
Группы мотивов:
  • Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
  • Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
  • Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
  • Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
  • Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
  • Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
  • Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.
  • Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
  • Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.


    Источник:
    1. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 5 - 7)