«Мотивация учения студентов педагогического вуза»
Пакулина С.А., Кетько С.М.

Методика позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности. При адаптировании двух утверждений к специальности вуза методику возможно использовать для диагностики мотивации учения в вузах непедагогического профиля.

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в разделе мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы. Оцените значимые для Вас мотивы обучения в педагогическом вузе: 5 баллов – очень значимые, 3-4 балла – значимые, 0-2 балла – не значимые. Отвечайте быстро, не задумываясь.

Мотивы
Балл
I. Что способствовало вашему выбору данной специальности?
1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение
 
2. Занятия в профильной спецшколе, спецклассе
 
3. Желание получить высшее образование
 
4. Семейные традиции, желание родителей
 
5. Совет друзей, знакомых
 
6. Престиж, авторитет вуза и факультета
 
7. Интерес к профессии
 
8. Наилучшие способности именно в этой области
 
9. Стремление прожить беззаботный период жизни
 
10. Нравится общение с детьми
 
11. Случайность
 
12. Нежелание идти в армию (для юношей)
 
13. Использовать педагогические знания для воспитания своих детей (для девушек)
 
II. Что наиболее значимо для Вас в вашем учении?
14. Успешно продолжить обучение на последующих курсах
 
15. Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"
 
16. Приобрести глубокие и прочные знания
 
17. Быть постоянно готовым к очередным занятиям
 
18. Не запускать изучение учебных предметов
 
19. Не отставать от сокурсников
 
20. Выполнять педагогические требования
 
21. Достичь уважения преподавателей
 
22. Быть примером для сокурсников
 
23. Добиться одобрения окружающих
 
24. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу
 
25. Получить интеллектуальное удовлетворение
 
III. Получение диплома дает Вам возможность:
26. Достичь социального признания, уважения
 
27. Самореализации
 
28. Иметь гарантию стабильности
 
29. Получить интересную работу
 
30. Получить высокооплачиваемую работу
 
31. Работать в государственных структурах
 
32. Работать в частных организациях
 
33. Работать в школе
 
34. Основать свое дело
 
35. Обучения в аспирантуре
 
36. Самосовершенствования
 
37. Диплом сегодня ничего не дает
 

Обработка результатов

      Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам по вопросам:
1) мотивы поступления в вуз 2, 3, 7, 8, 10. Максимально возможный показатель = 25 баллам,
2) реально действующие мотивы учения 13, 14, 15, 16, 24. Максимально возможный показатель = 25 баллам,
3) профессиональные мотивы 26, 27, 32, 34, 35. Максимально возможный показатель = 25 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33, 3 %.
      Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам:
1) мотивы поступления в вуз 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
2) реально действующие мотивы учения 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
3) профессиональные мотивы 25, 28, 29, 30, 31, 33, 36. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
      С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения сумму баллов, полученную по внутренней мотивации учения, необходимо умножить на 1,25.
Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения

Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
  • широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствования);
  • тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из активности и самостоятельности самого субъекта учения;
  • предпочтение сложности и объема учебной задачи (предпочитают задания оптимальной трудности и трудные задания);
  • высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности;
  • творческое решение проблемы, учебной задачи;
  • субъект учения продуктивно адаптируется к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
    Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
  • мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);
  • тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из присутствия внешнего подкрепления, зависимости от других;
  • предпочтение отдается упрощенному и не требующего много времени учебному действию (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку);
  • когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;
  • креативность подавляется, способствует росту напряженности;
  • субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.


    Источник:
    1. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 19.04.2011)