«Мотивация успеха и боязнь неудачи»
(МУН) опросник А.А. Реана

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Текст опросника
  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов и критерии оценки

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.


Источник:
  1. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с. (с. 138, 146-147)