«Иерархия потребностей»
модификация И.А. Акиндиновой
(др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей, "Парные сравнения")

  Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации). С помощью данной методики можно выявить важнейшие потребности-мотиваторы сотрудников. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе.
  Методика допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.

Инструкция: Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…»

    "Я хочу..."

  1. Добиться признания и уважения
  2. Иметь теплые отношения с людьми
  3. Обеспечить себе будущее
  4. Зарабатывать на жизнь
  5. Иметь хороших собеседников
  6. Упрочить свое положение
  7. Развивать свои силы и способности
  8. Обеспечить себе материальный комфорт
  9. Повышать уровень мастерства и компетентности
  10. Избегать неприятностей
  11. Стремиться к новому и неизведанному
  12. Обеспечить себе положение влияния
  13. Покупать хорошие вещи
  14. Заниматься делом, требующим полной отдачи
  15. Быть понятым другими.

Бланк ответов
12345678 9101112131415
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обработка и интерпретация результатов

  Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные другим цветом. Эти операции дают Вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

I шкалаМатериальное положениеПодсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13
II шкала Потребность в безопасностиПодсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10
III шкалаПотребность в межличностных связяхПодсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15
IV шкалаПотребности в уважении со стороныПодсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12
V шкалаПотребность в самореализацииПодсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14


  Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:
  Полная удовлетворенность – 0-13 баллов
  Частичная удовлетворенность – 13-26 баллов
  Полная неудовлетворенность – 26-39 баллов

  Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.
  Тест можно использовать для оценки мотивационного климата организации. Для этого по методике случайной выборки оцениваются отобранные совокупности (0,1 – 0,5% опрашиваемых, если оценивается климат крупной компании, 3 – 5%, если оценивается организация численностью до 1000 человек). Данные оценки должны помочь руководству в деятельности по управлению организацией.


Источник:
  1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде:учеб.пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-224 с. (с. 208-211)
  2. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с. 314-318)
  3. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285 с. (с. 192-194)