Стандартные прогрессивные матрицы

  • Информация о методике
  • Стимульный материал

    Обработка результатов и интерпретация

    По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа подсчитывает количество правильных ответов, причём правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл.

    Серия А Серия В Серия С Серия D Серия Е
    142837
    256246
    311338
    422872
    561781
    633465
    765551
    826144
    914715
    1033626
    1144153
    1255265

    Подсчитывается общая сумма полученных баллов (испытуемый может получить высшую оценку — 60 баллов), а также число правильных решений в каждой из пяти серий.
    Общая сумма баллов является показателем интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления.

    Процентная шкала степени развития интеллекта
    ПроцентыСтепень
    95 и вышеI степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
    75-952 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
    25-743 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
    5-244 степень: интеллект ниже среднего.
    5 и менее5 степень: дефектная интеллектуальная способность

    Использование приведённой таблицы определения уровня интеллектуального развития приобретает безусловную ценность в условиях обработки и интерпретации групповых данных. Обязательным требованием к составлению группы является соблюдение принципа гомогенности по определённому признаку - возрастному, половому, социально-экономическому, профессиональному, образовательному и т.д. В этом случае степень интеллектуального развития, приписываемая конкретному респонденту, фактически означает ранг этого индивида в соответствующей группе. Таким образом, психолог получает обобщённую характеристику количественных индивидуальных различий по уровню интеллектуального развития в обследованной группе.
    Другой способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ. Такой перевод целесообразен в случаях необходимости сравнения результатов данного теста с другими методиками изучения умственных способностей (тест Векслера, ТСИ Р.Амтхауэра, тест «Домино» А.Энстея и т.п.).
    Представленная ниже таблица содержит уже готовые показатели IQ согласно числу полученных испытуемым соответствующего возраста «сырых» баллов.
    Количество
    «сырых» баллов
    Возраст в годах
    8 8,599,51010,51111,51212,51313,516-30
    1 736865595753535048464646-
    2 747067615656545149494847-
    3 767268626057555351504949-
    4 777370646159575452515050-
    5 797571656058555353525251-
    6 817673676461595755545352-
    7 827874686663615856555454-
    8 847976706764626057575555-
    9 858177716966646159585756-
    10 87837973706765626059595755
    11 89848074726966646161615957
    12 90868276737068656462606058
    13 92878377757169676463626159
    14 93897975737169686565636261
    15 95908680787472696766646462
    16 97928882797673726867666565
    17 98958983817775726969676665
    18 100959185827976747170686766
    19 101979286848078757271696967
    20 103989488858179767372717069
    21 1041009589878380787574727170
    22 1051019791888482797675737271
    23 1071039892908683817776747472
    24 10810410094918785827978767574
    25 10910610195938986838079777675
    26 11010710397949087858180787776
    27 11210810498969189868382807975
    28 113110106100979390888383818079
    29 114111107102999492898584828180
    30 1161131091031009693908786838282
    31 1171141101051029794928585858483
    32 1181151121061039996969386868584
    33 12011711310810410097959190878686
    34 12111811511310510299969291888787
    35 122120116111107103100979392908983
    36 123121118112109105102999593919090
    37 1251221191141101071041009695929191
    38 1261241211151121081051029796949292
    39 1271251221171151101071049997959494
    40 12912712411811511210910610099969595
    41 130128125120117113111108102100919696
    42 133129127121118115112109104102999797
    43 1321311281231201171141111061041009999
    44 134132130125121118116113108106102100100
    45 135134131126123120118115110109105102102
    46 136135133127125122120117112111107105104
    47 138136134129126123121119114113109107106
    48 139138136130128125123121116115110110108
    49 140139137132129127125123118117114112110
    50 142141139133131128127124120119116115112
    51 143142140135133130128127122121118117114
    52 144143142136134132130128124123121120116
    53 146144143138136133132130126126123122118
    54 147146145139137135134132128128125123120
    55 148148146141139137136134130130127127122
    56 149149148142142138137136132132130130124
    57 151150148144142140139138134134132132126
    58 152152151145144141141139136136134134128
    59 153153152147145145143141138138137137130
    60 155155154148147147144143140139139139130

    Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
    IQ =IQ 16-30x 100
    %

    где % определяется по таблице:
    Возраст16-30354045505560
    %100979388827670

    Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

    Градации уровней умственных способностей
    Показатели IQУровень развития интеллекта
    Свыше 140незаурядный, выдающийся интеллект
    121-140высокий уровень интеллекта
    111-120интеллект выше среднего
    91-110средний уровень интеллекта
    81-90интеллект ниже среднего
    71-80низкий уровень интеллекта
    51-70лёгкая степень слабоумия
    21-50средняя степень слабоумия
    0-20тяжёлая степень слабоумия

    Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
    Если необходимо сопоставить результаты выполнения Стандартных матриц Равена с результатами других методик (на изучение мотивации, характера, темперамента, самоотношения, личностных особенностей и т.п.), то можно перевести «сырой» балл по тесту Равена не в показатели IQ, а в стены.
    Перевод показателей IQ в стены
    Стены123456789
    IQ-балл<4545-5859-7273-8687-100101-114115-128129-142>142

    После интерпретации общего результата по тесту необходимо переходить к качественному анализу результативности выполнения заданий по сериям.
    Ниже приводится краткая характеристика основных принципов построения заданий, мыслительных операций, к которым «обращены» задания, сгруппированные в одной серии.

    Краткая характеристика основных принципов построения заданий

    Серия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц»
    От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. При выполнении заданий этой серии актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами гештальта, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами.
    Психологическое значение: решение зависит от уровня вни­мательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).

    Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур»
    Сводится к нахождению аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. На основании результативности выполнения заданий серии В оценивается способность находить аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы. Задание серии В состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений).
    Психологическое значение: способность линейной диф­ференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

    Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц»
    Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, «обогащения» по вертикали и горизонтали. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
    Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

    Серия D. «Принцип перегруппировки фигур»
    Серия составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявлять количественные и качественные закономерности построения, как матрицы в целом, так и ее отдельных столбцов и строк. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
    Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.

    Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы»
    Априорно данная серия считается наиболее сложной. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям. Выполнение этой серии ориентировано на выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Серия Е является самой сложной из всех и позволяет судить о развитости у испытуемых способности к аналитико-синтетической деятельности. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
    Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
    Как видно из приведённого описания, материал теста «обращён» в целом к традиционным логическим операциям (сравнение и различие, анализ и др.). Невербальный характер материала значительно «высвобождает» весь текст от влияния социокультурных особенностей жизнедеятельности конкретного обследуемого и предоставляет возможность определить (с определённой долей вероятности) его «чистую» способность к целенаправленному поиску необходимого решения.
    При интерпретации результатов индивидуального тестирования важным направлением анализа является определение способа решения, которого придерживался испытуемый (логическое рассуждение, угадывание, работа вслепую, интуитивный метод, отказ). Кроме того, при неоднородности содержательной и непоследовательной, но колеблющейся трудности отдельных серий и заданий (не линейная, а прогрессирующая ритмика), нельзя по результатам Равена составить последовательный график утомляемости или продуктивности.