Стимульный материал
Обработка результатов и интерпретация
По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа подсчитывает количество правильных ответов, причём правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл.
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е
|
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7
|
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6
|
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8
|
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2
|
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1
|
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5
|
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1
|
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 4
|
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 5
|
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 6
|
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 3
|
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5
|
Подсчитывается общая сумма полученных баллов (испытуемый может получить высшую оценку — 60 баллов), а также число правильных решений в каждой из пяти серий.
Общая сумма баллов является показателем интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления.
Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень
|
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
|
75-95 | 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
|
25-74 | 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
|
5-24 | 4 степень: интеллект ниже среднего.
|
5 и менее | 5 степень: дефектная интеллектуальная способность
|
Использование приведённой таблицы определения уровня интеллектуального развития приобретает безусловную ценность в условиях обработки и интерпретации групповых данных. Обязательным требованием к составлению группы является соблюдение принципа гомогенности по определённому признаку - возрастному, половому, социально-экономическому, профессиональному, образовательному и т.д. В этом случае степень интеллектуального развития, приписываемая конкретному респонденту, фактически означает ранг этого индивида в соответствующей группе. Таким образом, психолог получает обобщённую характеристику количественных индивидуальных различий по уровню интеллектуального развития в обследованной группе.
Другой способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ. Такой перевод целесообразен в случаях необходимости сравнения результатов данного теста с другими методиками изучения умственных способностей (тест Векслера, ТСИ Р.Амтхауэра, тест «Домино» А.Энстея и т.п.).
Представленная ниже таблица содержит уже готовые показатели IQ согласно числу полученных испытуемым соответствующего возраста «сырых» баллов.
Количество «сырых» баллов
| Возраст в годах
|
8
| 8,5 | 9 | 9,5 | 10 | 10,5 | 11 | 11,5 | 12 | 12,5 | 13 | 13,5 | 16-30
|
1
| 73 | 68 | 65 | 59 | 57 | 53 | 53 | 50 | 48 | 46 | 46 | 46 | -
|
2
| 74 | 70 | 67 | 61 | 56 | 56 | 54 | 51 | 49 | 49 | 48 | 47 | -
|
3
| 76 | 72 | 68 | 62 | 60 | 57 | 55 | 53 | 51 | 50 | 49 | 49 | -
|
4
| 77 | 73 | 70 | 64 | 61 | 59 | 57 | 54 | 52 | 51 | 50 | 50 | -
|
5
| 79 | 75 | 71 | 65 | 60 | 58 | 55 | 53 | 53 | 52 | 52 | 51 | -
|
6
| 81 | 76 | 73 | 67 | 64 | 61 | 59 | 57 | 55 | 54 | 53 | 52 | -
|
7
| 82 | 78 | 74 | 68 | 66 | 63 | 61 | 58 | 56 | 55 | 54 | 54 | -
|
8
| 84 | 79 | 76 | 70 | 67 | 64 | 62 | 60 | 57 | 57 | 55 | 55 | -
|
9
| 85 | 81 | 77 | 71 | 69 | 66 | 64 | 61 | 59 | 58 | 57 | 56 | -
|
10
| 87 | 83 | 79 | 73 | 70 | 67 | 65 | 62 | 60 | 59 | 59 | 57 | 55
|
11
| 89 | 84 | 80 | 74 | 72 | 69 | 66 | 64 | 61 | 61 | 61 | 59 | 57
|
12
| 90 | 86 | 82 | 76 | 73 | 70 | 68 | 65 | 64 | 62 | 60 | 60 | 58
|
13
| 92 | 87 | 83 | 77 | 75 | 71 | 69 | 67 | 64 | 63 | 62 | 61 | 59
|
14
| 93 | 89 | 79 | 75 | 73 | 71 | 69 | 68 | 65 | 65 | 63 | 62 | 61
|
15
| 95 | 90 | 86 | 80 | 78 | 74 | 72 | 69 | 67 | 66 | 64 | 64 | 62
|
16
| 97 | 92 | 88 | 82 | 79 | 76 | 73 | 72 | 68 | 67 | 66 | 65 | 65
|
17
| 98 | 95 | 89 | 83 | 81 | 77 | 75 | 72 | 69 | 69 | 67 | 66 | 65
|
18
| 100 | 95 | 91 | 85 | 82 | 79 | 76 | 74 | 71 | 70 | 68 | 67 | 66
|
19
| 101 | 97 | 92 | 86 | 84 | 80 | 78 | 75 | 72 | 71 | 69 | 69 | 67
|
20
| 103 | 98 | 94 | 88 | 85 | 81 | 79 | 76 | 73 | 72 | 71 | 70 | 69
|
21
| 104 | 100 | 95 | 89 | 87 | 83 | 80 | 78 | 75 | 74 | 72 | 71 | 70
|
22
| 105 | 101 | 97 | 91 | 88 | 84 | 82 | 79 | 76 | 75 | 73 | 72 | 71
|
23
| 107 | 103 | 98 | 92 | 90 | 86 | 83 | 81 | 77 | 76 | 74 | 74 | 72
|
24
| 108 | 104 | 100 | 94 | 91 | 87 | 85 | 82 | 79 | 78 | 76 | 75 | 74
|
25
| 109 | 106 | 101 | 95 | 93 | 89 | 86 | 83 | 80 | 79 | 77 | 76 | 75
|
26
| 110 | 107 | 103 | 97 | 94 | 90 | 87 | 85 | 81 | 80 | 78 | 77 | 76
|
27
| 112 | 108 | 104 | 98 | 96 | 91 | 89 | 86 | 83 | 82 | 80 | 79 | 75
|
28
| 113 | 110 | 106 | 100 | 97 | 93 | 90 | 88 | 83 | 83 | 81 | 80 | 79
|
29
| 114 | 111 | 107 | 102 | 99 | 94 | 92 | 89 | 85 | 84 | 82 | 81 | 80
|
30
| 116 | 113 | 109 | 103 | 100 | 96 | 93 | 90 | 87 | 86 | 83 | 82 | 82
|
31
| 117 | 114 | 110 | 105 | 102 | 97 | 94 | 92 | 85 | 85 | 85 | 84 | 83
|
32
| 118 | 115 | 112 | 106 | 103 | 99 | 96 | 96 | 93 | 86 | 86 | 85 | 84
|
33
| 120 | 117 | 113 | 108 | 104 | 100 | 97 | 95 | 91 | 90 | 87 | 86 | 86
|
34
| 121 | 118 | 115 | 113 | 105 | 102 | 99 | 96 | 92 | 91 | 88 | 87 | 87
|
35
| 122 | 120 | 116 | 111 | 107 | 103 | 100 | 97 | 93 | 92 | 90 | 89 | 83
|
36
| 123 | 121 | 118 | 112 | 109 | 105 | 102 | 99 | 95 | 93 | 91 | 90 | 90
|
37
| 125 | 122 | 119 | 114 | 110 | 107 | 104 | 100 | 96 | 95 | 92 | 91 | 91
|
38
| 126 | 124 | 121 | 115 | 112 | 108 | 105 | 102 | 97 | 96 | 94 | 92 | 92
|
39
| 127 | 125 | 122 | 117 | 115 | 110 | 107 | 104 | 99 | 97 | 95 | 94 | 94
|
40
| 129 | 127 | 124 | 118 | 115 | 112 | 109 | 106 | 100 | 99 | 96 | 95 | 95
|
41
| 130 | 128 | 125 | 120 | 117 | 113 | 111 | 108 | 102 | 100 | 91 | 96 | 96
|
42
| 133 | 129 | 127 | 121 | 118 | 115 | 112 | 109 | 104 | 102 | 99 | 97 | 97
|
43
| 132 | 131 | 128 | 123 | 120 | 117 | 114 | 111 | 106 | 104 | 100 | 99 | 99
|
44 |
134 | 132 | 130 | 125 | 121 | 118 | 116 | 113 | 108 | 106 | 102 | 100 | 100
|
45 |
135 | 134 | 131 | 126 | 123 | 120 | 118 | 115 | 110 | 109 | 105 | 102 | 102
|
46 |
136 | 135 | 133 | 127 | 125 | 122 | 120 | 117 | 112 | 111 | 107 | 105 | 104
|
47 |
138 | 136 | 134 | 129 | 126 | 123 | 121 | 119 | 114 | 113 | 109 | 107 | 106
|
48 |
139 | 138 | 136 | 130 | 128 | 125 | 123 | 121 | 116 | 115 | 110 | 110 | 108
|
49 |
140 | 139 | 137 | 132 | 129 | 127 | 125 | 123 | 118 | 117 | 114 | 112 | 110
|
50 |
142 | 141 | 139 | 133 | 131 | 128 | 127 | 124 | 120 | 119 | 116 | 115 | 112
|
51 |
143 | 142 | 140 | 135 | 133 | 130 | 128 | 127 | 122 | 121 | 118 | 117 | 114
|
52 |
144 | 143 | 142 | 136 | 134 | 132 | 130 | 128 | 124 | 123 | 121 | 120 | 116
|
53 |
146 | 144 | 143 | 138 | 136 | 133 | 132 | 130 | 126 | 126 | 123 | 122 | 118
|
54 |
147 | 146 | 145 | 139 | 137 | 135 | 134 | 132 | 128 | 128 | 125 | 123 | 120
|
55 |
148 | 148 | 146 | 141 | 139 | 137 | 136 | 134 | 130 | 130 | 127 | 127 | 122
|
56 |
149 | 149 | 148 | 142 | 142 | 138 | 137 | 136 | 132 | 132 | 130 | 130 | 124
|
57 |
151 | 150 | 148 | 144 | 142 | 140 | 139 | 138 | 134 | 134 | 132 | 132 | 126
|
58 |
152 | 152 | 151 | 145 | 144 | 141 | 141 | 139 | 136 | 136 | 134 | 134 | 128
|
59 |
153 | 153 | 152 | 147 | 145 | 145 | 143 | 141 | 138 | 138 | 137 | 137 | 130
|
60 |
155 | 155 | 154 | 148 | 147 | 147 | 144 | 143 | 140 | 139 | 139 | 139 | 130
|
Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
где % определяется по таблице:
Возраст | 16-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60
|
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70
|
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Градации уровней умственных способностей
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта
|
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект
|
121-140 | высокий уровень интеллекта
|
111-120 | интеллект выше среднего
|
91-110 | средний уровень интеллекта
|
81-90 | интеллект ниже среднего
|
71-80 | низкий уровень интеллекта
|
51-70 | лёгкая степень слабоумия
|
21-50 | средняя степень слабоумия
|
0-20 | тяжёлая степень слабоумия
|
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Если необходимо сопоставить результаты выполнения Стандартных матриц Равена с результатами других методик (на изучение мотивации, характера, темперамента, самоотношения, личностных особенностей и т.п.), то можно перевести «сырой» балл по тесту Равена не в показатели IQ, а в стены.
Перевод показателей IQ в стены
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
|
IQ-балл | <45 | 45-58 | 59-72 | 73-86 | 87-100 | 101-114 | 115-128 | 129-142 | >142
|
После интерпретации общего результата по тесту необходимо переходить к качественному анализу результативности выполнения заданий по сериям.
Ниже приводится краткая характеристика основных принципов построения заданий, мыслительных операций, к которым «обращены» задания, сгруппированные в одной серии.
Краткая характеристика основных принципов построения заданий
Серия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц»
От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. При выполнении заданий этой серии актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами гештальта, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур»
Сводится к нахождению аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. На основании результативности выполнения заданий серии В оценивается способность находить аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы. Задание серии В состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений).
Психологическое значение: способность линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц»
Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, «обогащения» по вертикали и горизонтали. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Серия D. «Принцип перегруппировки фигур»
Серия составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявлять количественные и качественные закономерности построения, как матрицы в целом, так и ее отдельных столбцов и строк. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.
Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы»
Априорно данная серия считается наиболее сложной. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям. Выполнение этой серии ориентировано на выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Серия Е является самой сложной из всех и позволяет судить о развитости у испытуемых способности к аналитико-синтетической деятельности. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
Как видно из приведённого описания, материал теста «обращён» в целом к традиционным логическим операциям (сравнение и различие, анализ и др.). Невербальный характер материала значительно «высвобождает» весь текст от влияния социокультурных особенностей жизнедеятельности конкретного обследуемого и предоставляет возможность определить (с определённой долей вероятности) его «чистую» способность к целенаправленному поиску необходимого решения.
При интерпретации результатов индивидуального тестирования важным направлением анализа является определение способа решения, которого придерживался испытуемый (логическое рассуждение, угадывание, работа вслепую, интуитивный метод, отказ). Кроме того, при неоднородности содержательной и непоследовательной, но колеблющейся трудности отдельных серий и заданий (не линейная, а прогрессирующая ритмика), нельзя по результатам Равена составить последовательный график утомляемости или продуктивности.