Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников

Психолого-педагогическая помощь ребенку в ситуации неблагополучия во взаимоотношениях со сверстниками будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий:
  • активное взаимодействие всех значимых для ребенка субъектов, включенных в его социальное пространство отношений (ровесников, родителей, членов семьи, воспитателей, специалистов дошкольного учреждения);
  • направленность коррекционных воздействий не столько на изменение личностных особенностей ребенка, сколько на перестройку характера его отношений с окружающими в основных подсистемах социального пространства отношений (в соответствии с положением А.В. Петровского об обусловленности развития личности деятельностно-опосредованным типом взаимоотношений, которые складываются в референтных для ребенка группах);
  • использование развивающего и воспитательного потенциала детской группы для преодоления трудностей, имеющихся у ребенка во взаимоотношениях со сверстниками;
  • развивающее обучение взрослых (педагогов, родителей) по построению взаимоотношений с ребенком с целью формирования оптимальной позиции в общении с ребенком, развитие перцептивно-рефлексивных и конструктивно-управленческих способностей.
    Таким образом, можно выделить следующие основные направления психолого-педагогической помощи ребенку в построении взаимоотношений со сверстниками:
    1-е направление – непосредственная помощь ребенку, направленная на коррекцию причины его непопулярности среди сверстников (условно будем называть его «Индивидуальная помощь ребенку»). Данное направление включает в себя два блока. 1-й блок – коррекционно-развивающий; предполагает как коррекционно-развивающие занятия с ребенком (индивидуальные, подгрупповые), так и коррекционно-развивающие воздействия в повседневном общении и взаимодействии ребенка с окружающими, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и связанные с коррекцией причины его непопулярности. 2-й блок – образовательный; его содержание направлено на развитие социальных эмоций ребенка, навыков сотрудничества, умений разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и в целом на развитие социальной компетентности ребенка. Данное содержание реализуется как в ходе коррекционно-развивающих занятий, так и через другие формы основных блоков педагогического процесса в дошкольном учреждении («Обучение», «Совместная деятельность воспитателя с детьми»).
    2-е направление – использование воспитательного потенциала детской группы для преодоления трудностей, возникающих у ребенка в процессе интеграции в группу сверстников (условно это направление будем называть «Работа с детской группой»). Это направление также включает в себя два блока. 1-й блок – коррекционно-развивающий; направлен на изменение отношения детей группы к данному ребенку: переориентация недоброжелательного отношения, раскрытие «сильных», привлекательных сторон личности ребенка и выработка системы положительных оценок. 2-й блок – образовательный, направленный на эмоциональное сближение детей друг с другом, на формирование групповой сплоченности и дружеских взаимоотношений между детьми.
    3-е направление – развитие педагогической компетентности членов взрослого сообщества, входящего в социальное пространство дошкольного учреждения [условно мы будем называть его «Работа со взрослыми (педагогами, родителями)]». Оно также включает в себя два блока: коррекционно-развивающий, направленный на поддержку и коррекцию межличностных отношений между ребенком и воспитателем, ребенком и родителями; и образовательный, направленный на обучение взрослых построению взаимоотношений с дошкольниками и формирование оптимальной позиции в общении с ними.


    Источник:
    • http://psylist.net/pedagogika/00158.htm