Требования к тестирующему

Эффективность тестирования во многом зависит не только от соответствующих знаний, но и от личностных качеств тестирующего. Применительно к практическим психологам эти качества достаточно детально разработаны. Однако тестированием, в том числе профессиональным, занимается более широкий круг людей, в том числе преподаватели, управленцы, работники служб персонала. Большинство из требований, предъявляемых к практическим психологам, применимы и для этих категорий работников, которые должны хотя бы в меньшей мере, чем практические психологи, но все же обладать следующими важными для профессионального тестирования (как, впрочем, и для других работ по руководству персоналом, кадровому консультированию, отбору кадров и работе с людьми вообще) качествами:
1. Общительность, коммуникабельность. Она характеризуется внимательным отношением к собеседнику, умением найти контакт с испытуемыми, создать доверительную атмосферу, дать корректные рекомендации. Непринужденность поведения тестирующего успокаивает испытуемых, способствует искренности при ответе на вопросы, естественности, спонтанности поведенческих реакций.
2. Динамичность и гибкость поведения. Это качество означает способность легко переключаться с одной темы на другую, умение в случае необходимости (наиболее часто возникающей при подведении итогов тестирования) свободно выходить из сложных ситуаций.
3. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Тестирующий должен уметь сдерживать себя, скрывать свои невольные оценки, (особенно негативные) и эмоциональные реакции по отношению к испытуемым. Он обязан быть предельно невозмутимым в реагировании на возможные «срывы» испытуемого (особенно при тренинговой работе), должен быть способен снять у него страх, нервозность или психическое напряжение.
4. Профессиональный такт. Основой профессионального такта является соблюдение профессиональной тайны. Тестирующий может затрагивать интимные стороны жизни испытуемого только в случае необходимости и при его добровольном согласии на это. Важнейшей составной частью такта в обращении с людьми является деликатность. Она особенно необходима для установления отношений личного доверия с клиентом противоположного пола. Деликатность предполагает уважение человека, его своеобразия и оригинальности, признание его прав на свободу мысли, чувств, поведения.
5. Умение держать свою линию поведения. Это качество особенно необходимо при ведении индивидуальной беседы и в консультационной работе. В случаях когда консультируемый раздражается, нервничает, приходится переключаться с одной темы на другую. Однако это может завести собеседование в тупик. Важно уметь своевременно возвращать беседу к главной проблеме, обеспечивая ее целевую направленность.
6. Эмпатия - готовность и способность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их. Становясь на позиции обучаемого (клиента), преподаватель (консультант, руководитель) приобретает способность понять его проблемы и затруднения, правильно проанализировать его состояние, мотивы поведения и образ жизни. Это позволяет выработать взаимопонимание, укрепляет доверие, помогает нахождению оптимальных решений.
7. Умение привлекать обучаемого к активному сотрудничеству, совместному анализу и решению проблем. Преподаватель (консультант) должен видеть в студенте (любом клиенте) не только ученика, но и партнера, заинтересованного в самосовершенствовании или правильном профессиональном выборе. Данное качество особенно важно на стадии подведения итогов тестирования или деловой игры и высказывания рекомендаций, а также в тренинговой работе. Ангажированность, вовлеченность студента (сотрудника) в процесс обучения повышает личностную значимость для него полученных советов и рекомендаций, увеличивает вероятность следования им в повседневной жизни.
8. Конфликтологическая грамотность. При систематическом общении с людьми, связанном с оценками их личностных качеств, уровня развития и черт поведения, конфликтные ситуации - довольно частое явление. Хотя конфликтные установки испытуемых не всегда проявляются открыто, они могут исказить результаты оценок и негативно повлиять на процесс обучения. Конфликтологическая грамотность особенно необходима при работе людьми с завышенным самомнением и притязаниями, с личностями конфликтного типа, а также с интровертированными, застенчивыми людьми, которые, пытаясь выйти из затруднительных ситуаций, включаются в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.


Источник:
  • Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 29-31)