Рекомендации по использованию тестирования в учебном процессе

В зависимости от преследуемых целей обращение к методу тестирования имеет свои особенности, которые важно учитывать для повышения эффективности оценки испытуемых. В западной литературе достаточно детально разработаны специфические рекомендации в области тестирования применительно к учебному процессу. Вот одна из таких рекомендаций:
1. Четко сформулируйте цели тестирования (определение уровня знаний, повторение материала, решение определенной проблемы, творческое использование знаний и т.д.) и их место в учебном процессе.
2. Увеличение количества содержащихся в тесте задач (вопросов) повышает его надежность.
3. Тест должен включать по возможности больше задач различных типов. Это повышает достоверность его результатов
4. Дихотомическое (по принципу: «да» - «нет», «верно» - «неверно») построение ответов снижает надежность тестов.
5. Для объективности оценочного тестирования необходимо применять единые по отношению ко всем испытуемым тестовые методики.
6. Различные тестовые задачи (вопросы) должны быть примерно одинаковы по сложности, временным затратам. Если важно выделить какой-то определенный аспект, то для этого следует использовать несколько вопросов.
7. К каждому типу тестовых задач должна прилагаться полная инструкция, объясняющая порядок их выполнения, в том числе с помощью конкретного наглядного примера.
8. Формулируйте каждое тестовое задание максимально просто.
9. Не включайте в текст теста прямые цитаты из книг.
10. В тесте можно выделять ключевые слова, однако не следует чрезмерно увлекаться этим (они не должны выглядеть слишком броско). Делать то же с несколькими предложениями подряд не стоит.
11. Стремитесь не использовать в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы и т.п.
12. В тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы.
13. Тестовые задания следует подбирать по степени трудности примерно одинаковыми.
14. Должен быть лишь один правильный ответ, не вызывающий сомнений.
15. Возможные ответы на вопрос должны быть подобны (одного типа), однако не дублировать или уточнять друг друга.
16. Вопросы должны побуждать испытуемых использовать полученные знания, однако не проверять запоминание отдельных фактов.
17. Избегайте вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины.
18. Не вводите в тест вопросы, касающиеся деталей, частностей.
19. Оригинальность и творческий подход в постановке вопросов повышает их привлекательность. Там, где это возможно, целесообразно использовать диаграммы, рисунки и графики, поясняющие задания.
20. Обращайте внимание на ясный язык, однозначность терминов и четкую пунктуацию (расстановку знаков препинания).
21. Формулируйте каждый вопрос на обычном языке, понятном испытуемым.
22. Тестовые задания должны быть ясны испытуемым. Каждый должен знать, что ему следует делать.
23. Изменяйте расположение правильных ответов среди всех возможных ответов.
24. Каждая задача (вопрос) не должна иметь многоцелевую направленность и призвана выявлять лишь один, определенный аспект.
25. В целях предотвращения возникновения у тестируемых боязни возможной компрометации в глазах товарищей обычно не целесообразно публично объявлять в учебных группах аутсайдеров и количество допущенных ими ошибок. В любом случае на этом не следует заострять внимание.
26. При использовании несложных тестов в целях последующего тренинга целесообразно привлекать обучающихся к самостоятельному подсчету результатов выполнения тестового задания. Это способствует созданию атмосферы доверительности, включения каждого в тренинговую ситуацию, формированию желания самосовершенствоваться. Кроме того, сокращается время, необходимое для подведения итогов.
Следование этим и некоторым другим рекомендациям помогает обучающему не только компетентно оценивать качество имеющихся тестов, но и самому конструировать простейшие тесты, прежде всего по проверке знаний студентов или других учащихся.


Источник:
  1. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 27-29)